11 факторов

Программа не может быть пройдена пассивным образом. Зависимый от алкоголя или наркотиков должен придерживаться в группе активной позиции по принципу "расти или уходи". Терапевтическая программа является принципиально одинаковой для каждого. Реабилитируемый не может отказаться от участия, в каких бы то ни было групповых действиях. После того, как реабилитируемый научился понимать программу, ее смысл интернализируется и он начинает чувствовать себя ответственным за соблюдение норм, правил и задач окружающего его общества. Поступая таким образом, реабилитируемый сам становится ролевой моделью для вновь приходящих в программу участников. Описанные 11 факторов - наиболее важные из тех, которые используются в реабилитации для зависимых.

1. Вселение надежды – на решение своих проблем, лучшее самочувствие и т.п.; надежда, внушаемая и поддерживаемая специалистами, и членами группы, выражается в отношении к целям терапии, способствует выявлению других лечебных элементов, чем увеличивает эффективность влияния группы;

2. Передача информации – о здоровье и болезни, о свойствах психологического и социального функционирования: советы, касающиеся понимания и решения жизненных проблем, которые специалисты и члены группы дают реабилитируемому, приводят к осознанию причины изменений в своем поведении.  Благодаря этому увеличиваются способность понимания себя и других людей;

3. Универсальность проблем – зависимые от ПАВ, начинающие терапию, уверены в неповторимости своих проблем, страхов, трудностей и неудач. Чувствуют себя одинокими, несчастными, изолированными от группы из - за своей уникальности. Открытие того, что у всех членов сообщества такие же проблемы и переживания, дает чувство соучастия, обеспечивает чувство безопасности в группе, что дает возможность открыться на более позднем этапе лечения;

4. Альтруизм – большинство зависимых людей считают, что не заслуживают прощение близких людей, родственников, что не имеют никакой ценности для окружающих. Помогая людям, зависимые имеют шанс увеличить чувство собственного достоинства, открыть то, что можно быть для кого то важным и нужным;

5. Коррекция опыта раннего детства – лечащий аспект проявляется также в значимости осознания реабилитируемого неприятных ситуации, произошедших в детстве, благодаря рассмотрению их в атмосфере безопасности, их влияния на понимание самого себя, то есть генезис некоторых отклонений в собственном поведении и отношении к другим;

6. Социализация – приобретение новых эффективных техник поведения в обществе способствует упорядочению функционирования в окружающей среде. Благодаря применению соответственных техник (например игра ролей в симулирующих ситуациях) у реабилитируемых есть возможность «протестировать» свое новое поведение, увидеть как оно влияет на окружающих и пользу приносит им самим;

7. Копирующее поведение – наблюдение за действиями специалистов и членов группы ведет к присваиванию себе определенного поведения, жестов, способов выражения эмоций;

8. Интерперсональное обучение – трудно себе представить, чтобы обучение навыкам, необходимым в контакте с людьми, проводилось в одиночестве. Благодаря информации, даваемой другим, и самоконтролю, участники программы осознают не только значение своего интерперсонального поведения, но также начинают понимать значение влияния собственного поведения на чувства других и формирование общественного мнения о них. Удовлетворяющие межличностные отношения обуславливают ослабление страха перед обществом, неизбежно повышают самооценку, увеличивают ослабление страха перед обществом, увеличивают автономию и эффективность собственных действий;

9. Сплоченность группы – следует из важности группы и ее отдельных членов для каждого участника. В условиях взаимного принятия и понимания реабилитируемый более склонен к выражению и познанию самого себя;

10. Катарсис – вера в положительный эффект терапии дает возможность отреагировать благодаря повторному переживанию в атмосфере безопасности и отсутствия напряжения, связанного с эмоциональными проблемами, а этим снимается блокада со способностей положительного переживания различных жизненных ситуаций;

11. Принятие экзистенциональных аспектов быта – уязвимости определенных аспектов человеческого существования, таких как боль и смерть, от которых нет спасения; понимания собственной ответственности за свою жизнь, независимо от того, насколько могут помочь нам другие, облегчает понимание полученного опыта в группе в каждодневную жизнь.