Безымянный

Пропаганде наркотиков перекроют путь в интернет

Госдума собирается очистить интернет от торговцев наркотиками, однако пострадать могут фильмы, песни и книги. В первом чтении был одобрен законопроект об уголовной ответственности за пропаганду наркотиков, по этой статье нарушителю может грозить до десяти лет лишения свободы. Прежде закон регулировал только реальную жизнь, но теперь будет распространяться и на интернет, если документ примут. Но что считать пропагандой? И почему юристы думают, что это ударит по искусству? Разбирался Иван Якунин. 

Статья 230 Уголовного кодекса, куда вносятся поправки, называется «Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов». Но что такое «склонение к потреблению», если речь идет об интернете? Будет ли, например, упоминание конкретного вещества в комментариях пропагандой? За ответами “Ъ FM” обратился к соавтору законопроекта, депутату Юрию Синельщикову. Бывший прокурор заявил, что детали в статье прописать трудно, с разъяснениями должен выступить Верховный суд, когда закон вступит в силу. То есть сейчас понять, как он будет работать, сами авторы не могут. Попытки выяснить конкретику успехом не увенчались: 

Даже быстрый запрос в Google позволит узнать, что голливудские звезды обвиняли Тарантино в употреблении запрещенных веществ, поэтому эксперты, скорее всего, долго тянуть с выводами не будут. 

Управляющий партнер Digital Rights Center Саркис Дарбинян говорит, что теперь пользователям нужно придерживаться золотого правила: делишься спорным контентом — публично его осуждай. «Если вы делаете просто перепост картинки с изображением, к примеру, марихуаны и при этом вообще ничего не указываете, никакого комментария, то это тоже может быть воспринято как пропаганда. Поэтому мы, опять же, судим по аналогичным нормам, по другому виду контента. 

Поэтому очень многие разные артисты, музыканты, блогеры попадут под новый правоприменительный каток»,— считает Дарбинян. 

Песен с упоминанием наркотических веществ в современной России действительно немало, некоторые из них даже стали хитами. Клип группы «Ленинград» «В Питере пить», например, набрал почти 100 млн просмотров. А закон пока обязывает вырезать только нецензурную брань. А что будет с книгами Виктора Пелевина, с легендарным фильмом «Страх и ненависть в Лас-Вегасе»? Там и вовсе придется оставить только титры. 

Как могут ужесточить наказание для физлиц и операторов связи 

Впрочем, когда впервые зазвучала идея бороться с пропагандой наркотиков в интернете, депутаты в беседе с “Ъ FM” уверяли, что до крайностей не дойдет. Но тогда вовсе не понятно, зачем нужен новый документ, говорит адвокат бюро «Дефенсор» Дмитрий Герасимов: «На мой взгляд, это излишняя мера, поскольку у нас и так существует административная ответственность в статье 6.13. Часто люди высказывают что-то непреднамеренно, даже не думая рекламировать. Я больше чем уверен, когда человека привлекут к административной ответственности за рекламу в сети интернет хотя бы раз, он второй раз уже одумается и будет аккуратнее высказываться». 

А мотивация у парламентариев вполне прозрачная. Как сказано в пояснительной записке, «были установлены многочисленные факты массового склонения молодого, репродуктивного населения России к потреблению наркотических средств, а также навязывания представителями иностранных государств идеологии «безопасности» наркопотребления». Звучит убедительно. Песня маленькой «Лошадки» авторства Найка Борзова, кажется, спета. 

Подробнее: https://www.kommersant.ru/doc/4215481?from=doc_vrez 

photo_2020-12-16_15-50-58-1

Сотрудничество с полицией

На этой неделе состоялась встреча руководителя подразделения «Маяк» ОГКУ»ЦРН»ВОЛЯ» с участковым полицейским по «Эхирит-Булагатскому» району.  Договорённость о долговременном сотрудничестве. В данный момент разрабатывается и утверждается план взаимодействия. 

3

Общественная дискуссия прошла в Иркутской области

Общественная дискуссия по внесению изменений в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» прошла в Иркутской области 

В Иркутской области состоялась общественная дискуссия по вопросу внесений изменений, уточнений в Федеральный закон Российской Федерации от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности  и добровольчестве (волонтерстве)» 
 
Основными спикерами дискуссии стали:  
• Ханхалаев Александр Казакович – заместитель Председателя Общественной палаты Иркутской области 
• Широбокова Альбина Анатольевна – председатель комиссии, президент Иркутской областной общественной организации Байкальский региональный союз женщин «Ангара» 
• Черных Андрей Алексеевич – член комиссии, руководитель Общественной организации пожарной охраны по Иркутской области «Отряд Пятнадцать Точка Ноль Восемь» 
• Дубровина Анастасия Сергеевна – руководитель региональной общественной организации «Иркутский региональный волонтерский центр» 
• Авдеева Ирина Сергеевна – заместитель министра по молодежной политике Иркутской области 
 
Участниками дискуссии также были представители муниципалитетов Иркутской области и добровольческих организаций. 
 
В ходе мероприятия активно обсуждались вопросы по включению в закон возможности страхования Волонтеров, а также засчитывания волонтерского опыта в пенсионный стаж. Было поднято много вопросов не касающихся закона. Было принято решение сделать данные встречи на базе общественной палаты Иркутской области ежеквартальными.  
 
Деятельность Иркутского регионального волонтёрского центра по развитию добровольчества осуществляется с помощью Фонда Президентских грантов. 

https://mmp38.ru/news/news-of-the-ministry/6575/

girl-3394947_1280

Британские исследователи обнаружили причинно-следственную связь между курением и одиночеством

Британские исследователи обнаружили причинно-следственную связь между курением и одиночеством 

Статья опубликована в журнале Addiction 

что курение ведет к развитию чувства одиночества. Обратная связь тоже наблюдалась, но была чуть слабее, а вот связи между одиночеством и потреблением алкоголя ученые не обнаружили. Статья опубликована в журнале Addiction

Одиночество связывают с ухудшением здоровья, причем как психического, так и физического: чувство одиночества и социальная изоляция могут быть как причиной развития депрессии, так и ее симптомом, а также их связывают с повышенным риском развития инфаркта и инсульта. Одна из причин того, что одиночество влечет за собой проблемы со здоровьем, может заключаться в том, что люди, неудовлетворенные своим социальным взаимодействием, склонны отдавать предпочтение вредному для здоровья поведению и привычкам: например, курению.  

При этом направление связи между одиночеством и вредными привычками не всегда понятно: злоупотребление алкоголем, например, может быть как последствием чувства одиночества, так и приводить к нему через разрушение социальных связей из-за алкоголизма.  

А вот причинно-следственную связь между курением и одиночеством обнаружить удалось, причем двустороннюю: согласно результатам анализа, курение вызывало чувство одиночества у людей (p = 0,28 × 10-13), а одиночество приводило к тому, что люди начинали курить (правда связь была сильно слабее). 

Авторам работы, таким образом, впервые удалось указать на причинно-следственную связь между курением и чувством одиночества. Механизм, по их мнению, может быть примерно таким же, как и при развитии из-за курения депрессии: в своей прошлой работе ученые отмечали, что никотин, воздействующий на ацетилхолиновые рецепторы, влияет на синтез дофамина и серотонина  

Помимо одиночества и депрессии курение также способствует развитию сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, а для продолжительности жизни неважно, сколько именно человек курит: даже редкое, но регулярное курение повышает риск преждевременной смерти. Для желающих все-таки бросить курить тоже есть новости: бросать, как несколько лет назад показали ученые, лучше резко, а не постепенно. 

Британские генетики обнаружили причинно-следственную связь между курением и риском развития шизофрении.  

Статья с описанием исследования опубликована в журнале Psychological Medicine 

Они провели собственное исследование на геномах 462690 человек, которые предоставили информацию о том, сколько они курят, как часто и об их попытках бросить. Анализ показал, что у курильщиков риск развития шизофрении выше в 2,27 раза, а депрессии — в 1,99 раза.  

Курильщиков среди людей с психическими расстройствами больше, чем среди здоровой популяции. 

Известно, к примеру, что вещества, содержащиеся в табаке, подавляют выработку  дофамина. 

С другой стороны, сам дофамин при высоких концентрациях никотина в организме начинает вырабатываться сильнее. Повышенная активность дофаминергических нейронов, в свою очередь, — один из явных биомаркеров шизофрении: именно поэтому большинство препаратов, купирующих симптомы заболевания действуют именно на дофамин.  

Анализ показал, что у курильщиков риск развития шизофрении выше в 2,27 раза, а депрессии — в 1,99 раза.  

Обратная же связь была обнаружена только для депрессии, но не для шизофрении. Другими словами курение как следствие депрессии  — при этом существовала слабая связь между наличием этого заболевания и началом курения. 

Без-названия

Фундаментальная ошибка атрибуции

Если вы опаздываете на работу, то обычно вините в этом пробки, очереди в метро и плохую погоду; если опаздывает ваш коллега, то он, по вашему мнению, просто безответственный растяпа, который мало того что не смог лечь спать вовремя, так еще и будильник не завел. Считать, что все неприятности, случившиеся с нами, объясняются внешними факторами, а те, что случаются с другими, происходят исключительно по их собственной вине, — абсолютно нормально для человека. Это когнитивное искажение называется «фундаментальной ошибкой атрибуции» — о нем пойдет речь в нашем новом блоге. 

В социальной психологии под термином «атрибуция» обычно понимают оценку поведения других людей и поиск причин, которые могли бы его объяснить. Причины, как правило, подразделяют на два основных типа: внешние и внутренние. В число внешних причин, повлиявших на те или иные поступки человека, входят не зависящие от него факторы, вынудившие его что-либо сделать. Скажем, человек, стащивший батон из супермаркета, был вынужден это сделать, потому что у него не было денег на еду. К внутренним причинам обычно относят индивидуальные характеристики человека: скажем, тот, кто приютил у себя бездомную собаку, отличается состраданием. 

Впервые так называемую «фундаментальную ошибку» в суждениях о мотивациях другого человека и причинах происходящего с ним описали в конце 1960-х годов Эдвард Джонс (Edward Jones) и Виктор Харрис (Victor Harris) из Университета Дьюка. Они провели эксперимент, в ходе которого просили участников прочитать и оценить написанные в свободной форме эссе о политике Фиделя Кастро, которая на тот момент считалась одной из причин разрыва американо-кубинских дипломатических отношений. 

При этом половина всех эссе, участвовавших в эксперименте, была написана в поддержку Кастро, а другая половина — против. Кроме того, часть эссе была написана на основе реальных взглядов их авторов, а в другой части авторская оценка режима Кастро определялась броском монетки, то есть могла как соответствовать реальным взглядам пишущего, так и нет. 

Разумеется, по мнению участников эксперимента, авторы, поддержавшие политику Кастро, отличались более позитивными взглядами на его деятельность. На участников эксперимента не повлияло даже то, что, по словам исследователей, ряд эссе в поддержку кубинского лидера были написаны по заданию и могли не отражать реальных взглядов своих авторов (с вероятностью 50 процентов). Участники эксперимента все равно полагали, что написанное в каждом тексте — никакая не предварительно заданная экспериментатором оценка, а отражение реальных взглядов автора. 

Другими словами, участникам трудно было представить себе, что поступки окружающих могут объясняться влиянием внешних факторов (в данном случае — заданием, данным экспериментатором). Получается, что мы склонны ставить деятельность других людей в строгое соответствие с их мнением и характером. 

Это резко контрастирует с тем, как люди воспринимают собственную деятельность. Если вспомнить пример, который мы привели в начале текста, то можно предположить (и мы не ошибемся), что исключительно внутренними факторами мы объясняем деятельность других людей, а вот когда дело доходит до оценки наших собственных поступков, то оказывается, что они — почти всегда результат воздействия определенных обстоятельств. 

При этом справедлив такой «перекос» не для всякой деятельности, а лишь для той, что приводит к отрицательным последствиям. Если с другим человеком случилось что-то хорошее, то мы скорее припишем это везению, то есть воздействию внешних обстоятельств. Равным образом все хорошее, что случилось с нами, мы склонны объяснять присущими нам положительными качествами, то есть внутренними факторами. 

Другими словами, предвзятое отношение к ситуации зависит не только от того, кто в нее попал, но и от того, какова она: в плохие ситуации мы сами попадаем по вине обстоятельств, а другие — по своей собственной вине, в то время как успехи других объясняются внешними факторами, а наши — внутренними. 

При этом предрасположенность к влиянию «фундаментальной ошибки атрибуции» не доминирует во всех частях современного мира. Во многом она объясняется культурными традициями. Например, в середине 1980-х годов американский психолог Джоан Миллер (Joan Miller) попросила представителей двух разных культур (американцев и индусов) объяснить поведение других людей. Оказалось, что представители более индивидуалистичной западной культуры более же склонны и к «фундаментальной ошибке атрибуции», чем представители коллективистской восточной культуры. 

Помимо этого, возникновение «фундаментальной ошибки атрибуции» объясняют тем, что люди по-возможности стремятся не отягощать себя неоднозначными ситуациями, в которых приходится делать непростой выбор. Взвесить все «за» и «против», четко продумать все причины и составить список возможных внешних факторов, которые могли бы повлиять на поведение другого человека, сложнее, чем просто решить, что во всем виноват он сам. 

Немногие когнитивные искажения могут быть по-настоящему опасны для общества, но «фундаментальная ошибка атрибуции» определенно претендует на место в этом списке. 

Этой ошибкой, к примеру, частично объясняется феномен «обвинения жертвы» (или «виктимблейминга»), которому, к сожалению, очень часто подвергаются жертвы сексуальных преступлений. Из-за позитивистского подхода, заставляющего людей думать, будто мир — место достаточно справедливое (что, разумеется, не так), даже при доказанной вине преступника объяснение ситуации все равно ищут в поведении жертвы, которая якобы так или иначе спровоцировала насильника. 

Подобные обвинения могут не только нанести дополнительный урон психике жертвы, но также — в худших случаях — помешать суду вынести справедливый приговор преступнику. Поэтому каждый раз, анализируя какую-то ситуацию и пытаясь понять причины случившегося, следует помнить: не все, что случается с посторонними нам людьми, они навлекают на себя сами. 

20201207_074618

В здоровом теле здоровый дух

Каждое утро в подразделении Искра начинается с оздоровительных процедур. Ребята делают зарядку и обливаясь холодной водой закаляются. Стоит отметить что, буквально после первых двух трёх процедур обливания ребята втягиваются в этот процесс, и  специалистам не приходится напоминать о пользе данной процедуры.

130086214_867657920704813_5185163373819043645_n

«Воля» и правоохранительные структуры

В соответствии с разработанным планом специалисты реабилитационного центра «Воля» посетили участковый пункт г.Ангарска.

Сотрудники полиции, проявили взаимное желание для дальнейшего сотрудничества…

четверг

Операция «Мак». Как в Приангарье борются с «плантациями» наркотиков?

Иркутская область занимает четвёртое место в России по количеству изъятых каннабисных наркотиков, а среди регионов Сибири мы по этому показателю и вовсе «впереди планеты всей».

Как говорят в полиции, причина такого «первенства» в том, что в Приангарье большая «сырьевая база» — гектары дикорастущей конопли. 

В 2020-м операция «Мак»  проходила с мая по конец октября. За это время  обнаружели почти тысячу очагов, общей площадью около 2 тыс. га . Больше всего засорённых наркотическими растениями площадей было в Аларском, Зиминском, Балаганском и Иркутском районах.

Уничтожать коноплю должны собственники на своих участках, а если наркосодержащие растения разрослись на тех полях, у которых нет хозяина, их должен ликвидировать муниципалитет.

Секретарь антинаркотической комиссии Иркутской области Марина Горохова в интервью irk.aif.ru уточнила, что на борьбу с коноплёй администрациям населённых пунктов выделяют специальные гербициды. Только в этом году на эти цели потратили 1,4 млн руб.

«Главы некоторых поселений убеждены, что конопля никому не мешает. Они так и говорят, мол, в советское время из неё изготавливали ткани, канаты, а не уничтожали как сейчас. Но важно понимать: во времена СССР конопля была сельскохозяйственной культурой, а сейчас в Иркутской области нет ни одного фермера, который бы возделывал её для таких целей» — отмечает Марина Горохова. Она уверена, ликвидировать это растение нужно как можно раньше, потому что оно легко приспосабливается к самым некомфортным условиям. Например, после наводнения в Тулунском районе дома смыло, а кусты «наркотиков» — нет.

                  Именно на коноплю чаще всего подсаживаются  подростки и молодёжь.    Среди несовершеннолетних и совсем молодых людей 18-19 лет, которые состоят на учёте как наркозависимые, порядка 90% — это потребители марихуаны.  Как считают в полиции, этот наркотик может привлекать молодёжь ещё и из-за его «рекламы»: кепки, носки, рюкзаки с изображением растения можно встретить в обычных магазинах. Не все знают, но продавать такой товар незаконно.

Фото: angarsk-adm.ru

Подробнее: https://irk.aif.ru/society/operaciya_mak_kak_v_priangare_boryutsya_s_plantaciyami_narkotikov

womens-day-4042043_1280

Четырехуровневая модель анализа свободы воли

Свобода воли – это взаимосвязь между душой (или психикой) и действием человека. Однако душа нематериальна и непознаваема естественными науками. Тем не менее, мы все существуем в материальном мире, к которому применимы законы естественных наук. Так, создается противоречивая триада свободы воли. Однако, будучи учеными, мы можем видоизменить эту триаду, вписав ее в научные рамки традиционного естествознания. В этом поможет когнитивная нейробиология и этология человеческой адаптации. 

Исследования Б. Либета, Б. Песаран, М.Дж. Нельсона и др. показывают, что действие человека запускается его бессознательными процессами, а сознание лишь следует по их следам, но не инициирует их. Свобода воли подразумевает способность действовать без ограничений или принуждения – и понимается исследователями по-разному. Дж.Х. Джексон говорит об «интеграции и координации», Д. Деннет описывает модель «славы в мозге» (или «мозговой знаменитости»), а С. Деан раскрывает идею глобального когнитивного рабочего пространства. Все эти теории позволяют рассматривать свободу воли не как «произвольную, способствующую адаптации» реакцию на стимул, подобную реакции бактерий (М. Гейзенберг). Анализ свободы воли, возможно, выходит на новый уровень – воля как действия по личным причинам в контексте общего дискурса. Этот уровень (а именно – четвертый) будет описан далее в статье. 

I. Нейробиология и причинный детерминизм 

Первый уровень анализа свободы воли понимается как воплощенный нейронный процесс и базируется на кантовских принципах причинности. Вывод на данном уровне анализа таков: свобода воли – это иллюзия. И вот почему: 

  • Действие вызвано нейронными процессами, которые подлежат полному описанию с точки зрения физики. 
  • Все совершаемые действия обусловлены принципом причинности. 
  • Мы принимаем решения бессознательно. 

Роль сознания в совершении действия здесь не рассматривается – оно лишь объясняет действия пост-фактум (рационализация по З. Фрейду). 

Критика этого исследования касается в основном двух тонкостей: 

  1. Можно ли точно определить момент, когда человек осознает свое желание совершить действие? 
  1. Модель нейронно-сознательных процессов, лежащая в основе теории, не учитывает некоторых важных факторов. В частности, личных мотивов – ведь человек чаще всего дает себе отчет, почему поступил так или иначе. Кроме того, определенные действия людей можно понять лишь в их связи с культурными, историческими и политическими событиями – то есть тем контекстом, который не входит в сферу физической науки. 

Мы, конечно, можем сказать: «Его палец двинулся, но хотел ли он в самом деле застрелить эрцгерцога?», и это будет верно с точки зрения причинного детерминизма. Однако если мы отвечаем на этот вопрос согласием, то признаем, что герой действовал по своим собственнымпричинам. Иными словами, при объяснении действий человека нужно учитывать многослойность всей ситуации. 

II. Философская психология: познание и действие 

Данный уровень рассматривает причинность не с нейробиологической, а с психологической точки зрения. Здесь можно выделить три направления: 

  1. Функционализм, рассматривающий отдельные психологические структуры и состояния как имеющие функциональную материальную основу. Функционализм схож с нейробиологическим взглядом на свободу воли – только взаимосвязи описаны не на нейронном, а на психологическом уровне. Желания, убеждения, действия «следуют» за внутренним изменением состояния и восприятия ситуации. 
  1. Эпифеноменализм – ментальные феномены проявляются постфактум в результате процессов, происходящих в головном мозге. Такой подход полностью исключает первопричинную роль сознательного «Я» по отношению к психической жизни. Сознание здесь не обладает подлинной свободой от бессознательных первопричин. 
  1. Аномальный монизм – личные причины действий можно считать первопричинами, но любые мыслительные процессы здесь рассматриваются как аномалия. Действия могут объясняться «личными причинами», что приближает направление к компатибилизму (точке зрения, что полная свобода воли совместима с детерминизмом). 

На этом уровне изучения воли появляется представление о различных вариантах действий в одних и тех же обстоятельствах. Концепция личной ответственности требует новой теории, которая позволит говорить о наличии «сознательного самоконтроля» и «личностных причин», которые стоят за действиями человека. 

III. Дискурсивная психология и ситуационный агент 

На данном уровне предполагается, что в психической реальности различные мотивы действий сталкиваются друг с другом. Доминирующий в данной ситуации мотив становится основным обоснованием действия. Нормы и правила, принятые в обществе, входят в, скажем так, обоснование «по умолчанию». Это достаточно самостоятельные структуры мотивов и не требуют постоянного взвешивания и обдумывания. К примеру, если вам потребуется справить нужду на важной встрече, вы не станете делать этого немедленно, а потерпите или выйдете в туалет (действие в рамках социальных норм). 

Такая многослойность свободной воли подразумевает, что навязчивые действия (например, у зависимых людей) могут быть подконтрольны или даже подавлены при помощи иных усвоенных норм. Для этого необходимо формировать навыки самоуправления и бороться с акразией (слабость воли или несдержанность). 

Этот уровень выводит силу воли из области физики и нейробиологии, но оставляет в поле действия этологии и антропологии. Усвоение социальных норм межличностного общения, осознание и внутренний диалог – это инструменты нашей адаптации и самоинтеграции в окружающий мир. Они помогают нам быть гибкими и обдумывать свои действия. Примером людей, утративших такую гибкость, могут быть пациенты с ОКР, движимые сверхценными идеями. Другой пример – пациенты с дисморфофобией, ведомые популярными стандартами красоты и наносящие вред своему здоровью. Такие крайности подводят к анализу свободы воли вне рамок индивидуальной психологии и личностных отклонений, где важнейшими структурами будут личные причины поступков, планирование и преобразующееотражение окружающего мира. 

VI. Пространство «личных причин». Действия во благо 

Человеческая мысль – инструмент интеграции человека в социум. Мышление помогает нам в формировании своего мнения, планировании действий, а также при следовании инструкции или совету других. Эти навыки формируются только в процессе социализации и/или самообразования и пока не могут быть описаны в терминах причинного детерминизма. 

Например, Г. Франкфурт писал, что существуют два разных вида желаний: 

  1. Желание первого порядка – направлено на конкретное действие. («Я хочу съесть пирожное»); 
  1. Желание второго порядка – направлено на желание действовать себе во благо. («Я на диете, поэтому не хочу есть пирожное»). 

В данном случае сила воли – это способность менять поведение в соответствии с желанием второго порядка, подавляя импульсивные желания. Самоизменение, планирование и преобразующее отражение окружающего мира (или воображение) помогают человеку воссоздать свою личную картину «идеала» или «блага» и планировать действия, необходимые для его достижения. 

Четвертый уровень анализа свободной воли позволяет сделать некоторые общие выводы: 

  • Действие – это ситуативная структура, которая обладает динамическими свойствами и сочетает в себе как автоматизм, так и сознательное планирование. 
  • Человеческое действие – это не стереотипный двигательный паттерн, обусловленный причинно-следственной нейронной связью; оно всегда направлено на взаимодействие с окружающем миром, его видоизменение. 
  • Человеческая деятельность зависит как от бессознательных мотивов, так и от внешних обстоятельств, личных суждений и сознательных желаний. 
  • Также базисом человеческой деятельности выступает интрапсихические структуры – воображение, символизм, критическое мышление и личные мотивы. 

Итак, согласно новой точке зрения, свобода воли базируется на динамическом аутопоэзисе (самоизменение) под влиянием межличностных отношений в соответствии с и социальными нормами. Совсем недавно данный вопрос рассматривался толькос позиции устаревших метафизических убеждений. Однако научный мир все еще в поисках истины. Той самой, о которой в Библии говорилось следующее: «И узнаете истину – и истина вас освободит» (Ин. 8:32). 

Список использованных источников: 

  • 1. Andersen, R. A. and H. Cui (2009). «Intention, action planning, and decision making in parietal-frontal circuits.» Neuron 63(5): 568-583. Aquinas (1948). Introduction to St. Thomas 
  • 2. Aquinas (ed. A.C. Pegis). New York, Random House. 
  • 3. Aristotle (1925). Nichomachean Ethics (trans, D. Ross), Oxford University Press. 
  • 4. Bloom, P. and F. Keil (2001). «Thinking through language.» Mind and Language 16(4): 351-367. 
  • 5. Grant Gillett, Sam Liu: https://www.researchgate.net/publication/304745271_The_Four_Levels_of_Free_WillИсточник: https://psychosearch.ru/teoriya/determin/803-the-four-levels-of-free-will 

Автор: Буравлева Валентина 

Источник: https://psychosearch.ru/teoriya/determin/803-the-four-levels-of-free-will