Воробьи, могут учить друг друга не бояться новых объектов. Это выяснили ученые,
которые в течение пяти недель клали рядом с кормушками
воробьев коктейльные зонтики и другие неизвестные птицам предметы.
Боязливые воробьи после того, как их помещали к тем сородичам,
которые не боялись новых предметов, через неделю также переставали бояться и
смело подлетали к кормушкам.
То, будет ли какой-либо вид избегать неизвестного ему стимула, во многом
обеспечивается его физиологическими ограничениями, но у социальных животных на
это влияет также и взаимодействие с сородичами, причем как при обучении у
родителей, так и при общении во взрослом возрасте. И если с получением навыков
и паттернов поведения в юности все довольно понятно (скорее всего, полученные
от родителей знания останутся на всю жизнь), то с обучением во взрослом
возрасте все чуть менее очевидно.
В данном исследовании приняли участие 24 воробья (12 самок и 12 самцов):
перед началом экспериментов птиц держали в индивидуальных клетках 8-10 недель,
чтобы они привыкли к жизни в неволе.
Также каждую птицу отгородили от сородичей: друг друга они не видели (так
ученые ограничили погрешности в обучении), но могли слышать.
За ночь до эксперимента ученые опустошали кормушку птиц, а утром заново
наполняли ее. Рядом с кормушкой ученые вешали новый, неизвестный для птицы
объект, а затем следили за реакцией по видео: в частности, рассчитывали время,
которое понадобится птице, чтобы подойти к корму.
Когда птицу подсаживали к партнеру, который боялся нового объекта меньше, то
менее смелой птице нужно было больше времени, чтобы решиться подойти к
кормушке, но только когда они были вместе: когда их разделили, птица добиралась
до кормушки с неизвестным рядом предметом быстрее.
Ученые, таким образом, подтвердили, что домовые воробьи в действительности
могут обучаться друг у друга не бояться нового объекта. В случае, когда они
находятся рядом с более бесстрашной птицей, которая подлетает к кормушке
первой, они остерегаются и не подлетают следом, по-видимому, думая,
что не могут составить конкуренцию. При этом у той же птицы они учатся тому,
что зонтик или другой предмет, находящийся рядом с кормушкой опасности не
представляет, и в одиночестве уже смело подлетают покормиться.
Вот
вам и ещё одно подтверждение того, что для «социальных существ», как
порой называют людей, действуют одни и те же принципы. И в данном случае, на
примере воробьёв мы видим, что на этапе «ресоциализации», необходимо
участие тех, кто знает, что делать и как справится с теми или иными
трудностями.