Идем вместе, спасая жизни!

8-800-350-39-52

Звонок бесплатный по России

Menu

ДЕТИ В СЕМЬЕ ЗАВИСИМЫХ

Наркомания — это семейная болезнь. Употребление наркотиков сказывается не только на зависимом родителе, но на детях, и близких людях.

Семья в которой есть зависимый от наркотиков живет в постоянной непредсказуемости. Вся семья «вращается» вокруг зависимого, который в свою очередь «вращается» вокруг наркотиков. Зависимый имеет такое огромное влияние на семью, что контролирует жизнь других ее членов. Такая семья теряет возможность здорового общения.

Типичные черты больной семьи – это закрытость, неспособность справляться с эмоциями здоровым образом и переживание таких чувств, как злость, страх, чувство стыда, вины, одиночества, а также эмоциональная боль. Физическое насилие также не редкое явление в таких семьях.

Все члены семьи, в которой есть проблемы наркомании, нуждаются в помощи, но больше всего страдают дети. Мать занята разборками с не трезвым мужем, и не всегда может дать то внимание и заботу детям, которые в ней нуждаются.

У детей из зависимых семей, одной из главных проблем является отсутствие родительской любви, доверия, внимания и уважения. Дети нуждаются в одобрении, привязанности, внимании и заботе от обоих родителей.

Недостаток заботы о развитии детей, об их эмоциональных нуждах приводит к тому, что дети также заболевают – созависимостью.

Каждый ребенок реагирует на подобный «недостаток» по своему, в зависимости от характера. Но некоторые образцы поведения( или так называемые роли, в которых входят дети) могут развиваться в очень раннем возрасте и продолжаться в течение всей жизни, если должным образом не справиться с ними.

Расскажем основные четыре роли, в которые входят дети из зависимых семей.

ГЕРОЙ СЕМЬИ (спасатель, ответственный ребенок)

Это — гордость семьи. Он исполняет функцию цементирующего фактора, другими словами сохраняет видимость семейного благополучия.

Окружающие удивляются, как такой чудный ребенок смог вырасти в такой неблагополучной семье. Это ребенок, который заполняет собой все слабые стороны и делает семью настолько нормальной, на сколько это возможно. Он принимает на себя обязанности родителей: занимается домом, заботится о младших братьях и сестрах. Он хорошо учится и много работает, достигает сложных целей завоевывает одобрение своих учителей. А вот, что происходит внутри него: неутолимая нужда во внимании и одобрении, чувство вины и одиночества, страх потери контроля, обида, злость. Его самооценка занижена, оценивает себя в зависимости от своих достижений. Этот пробел в эмоциональном развитии он заполняет другими целями: берет на себя чрезмерную ответственность за всех и все, заботится о других. Хочет чувствовать себя полезным – путает с «любимым», что дает ему временное чувство самозначимости и компенсирует низкую самооценку. Он чувствует себя сильным, когда заботится о других, но слабым, когда другие заботятся о нем.

Он отказывается принимать помощь в которой очень нуждается, взвалив на свои плечи много разной ответственности, и при этом о себе вспоминает лишь тогда когда попадает в больницу с сердечным заболеванием или нервным расстройством.

При соответствующей помощи такой ребенок может стать хорошим лидером, научится принимать неудачу и обращаться за помощью. Возьмет ответственность за себя в свои руки.

КОЗЕЛ ОТПУЩЕНИЯ

Этот ребенок чувствует, что не может жить так, как «герой семьи», поэтому и не пытается этого делать. Он уходит в противоположную крайность. Пользуется принципом: негативное внимание, лучше чем отсутствие кого-либо другого, он создает напряженные ситуации и восстает против семьи. Для всех членов семьи он одинаково плох, и это дает право разряжать на нем свою злость, тем более, что это безопаснее, чем друг на друге. Он снимает фокус с главной проблемы в семье и сплочает взрослых в мнимом сотрудничестве, которые «призывают его к порядку».

Внешне он своеволен, расхлябан и даже злонамерен. Внутри чувствует себя отверженным, переживает обиду, одиночество, страх, злость и чувство вины. Наркотики, алкоголь, зависимость от компьютерных игр, обжорство, ранняя беременность, проблемы в школе – это все формы выражения его бунта. Чаще всего такие дети, находят поддержку «на улице» среди таких же сверстников, в их обществе ему спокойно и комфортно, его понимают и принимают.

АНГЕЛОК (невидимка, паинька)

Это ребенок, который не приносит проблем, тихий и застенчивый, он является облегчением для родителей которые употребляют наркотики или алкоголь. В таких семьях не интересуются эмоциональным состоянием друг друга, делая вид, что конфликтов и проблем нет. От ребенка ожидают соблюдения приличий, поддержание семейного престижа, и он эти ожидания исполняет, за что и вознаграждается. До его внутренней жизни нет никому дела. Таким образом, лицемерие становится для ребенка нормой и формой существования на всю его жизнь.

Этот ребенок особенно уязвимый к трудностям, критике и ошибкам, т.к. каждым промахом в детстве он «подводил семью». И в дальнейшей жизни он будет чувствовать себя не полноценным, не состоятельным, и не важным. Эти дети теряются в общей массе, они чувствуют себя одинокими, испытывают отчаянную нужду быть любимыми, как правило рано вступают в брак.

КЛОУН (шут, комик)

Прячет свою боль и разочарование, делая из жизни шутку. Он обнаружил, что юмор может снять гнев и отвести семейные разборки, поэтому он разряжает обстановку, развлекая и смеша семью, даже тогда, когда все внутри клокочет от страха. Он знает, миллион шуток, симпатичный, смешной, « на него нельзя сердиться». В жизни он «душа» общества и любой компании, но внутри чувствует себя неуверенно тревожно и одиноко. Этот, любой ценной, привлекающий внимание ребенок на самом деле эмоционально хрупкий и одинокий.

В обычной семье, в здоровом психологическом климате ребенку не уготовлены никакие фиксированные роли. Он с удовольствием исполняет разные роли, но не застревает ни на одной них, поскольку ничто и никто его к этому не принуждает и он снова становится самим собой: то шалит, то радуется с взрослыми от того что радует их своим поведением. Кем он почти никогда не бывает в здоровом семье, так это « козлом отпущения», «забитым» или «золушкой». Зато ему предоставлены роли, которых не дают детям в семьях с проблемами наркомании. Это роли «помощника», «равноправного участника беседы», «интересного человека» и даже «советчика». В этом стиле воспитания у ребенка формируются такие важные и благородные чувства, как чувство общности с родными, ответственности и гордости за участие в жизни семьи. Ведь сущность правильного воспитания заключается в том, чтобы к хорошему поведению ребенка подталкивали не страх и не желание перед кем-то выслужиться, а его собственная совесть.

Для взрослых детей наркоманов очень важно заглянуть в свое детство, чтобы понять, откуда появились в них, те ложные и вредные убеждения о мире, о Боге, людях и о самих себе. В зависимой семье, каждый ее член, пережил потерю во взаимоотношениях с другими членами.

Каждый в такой семье, нуждается в помощи. Каждый должен оставить дисфункциональный, созависящий образ жизни и научиться новым, здоровым отношениям, друг к другу и к самим себе. По материалам, предоставленным Вагиной О.К.

Задайте вопрос