Идем вместе, спасая жизни!

8-800-350-39-52

Звонок бесплатный по России

Menu

НОВОЕ В НАУКЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СНИЖЕНИЕ АГРЕССИИ И ТРЕВОГИ У ЛИЦ, ЗАВИСИМЫХ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Известно, что длительное потребление психоактивных веществ (далее — ПАВ) вследствие их токсического воздействия на центральную нервную систему вызывает специфические изменения личности с нарушением иерархии ценностей, мировоззренческих установок, убеждений. В формировании и развитии зависимого поведения большое значение имеет агрессия как переживаемое эмоциональное состояние, которое сопровождается физиологическими реакциями, когнитивными искажениями, и варьирует по интенсивности, продолжительности, частоте.

Изучив большое количество психолого-педагогической литературы, мы пришли к мнению, что у разных исследователей-психологов есть своя формулировка агрессии и агрессивности.  В психологии этим понятиям даются различные трактовки. 

Агрессия представлена множественными терминами в обыденной речи: — агрессия «доброкачественная» (настойчивость, напористость, спортивная злость, мужество, воля, смелость, отвага); — агрессия «злокачественная» (насилие, жестокость, наглость, хамство, зло); — собственно агрессивный, деструктивный тип агрессии [1, с. 56].

Как отмечал С.С. Степанов, агрессивность обычно понимается как склонность к причинению другим морального и физического ущерба.  Агрессия — это причинение вреда человеку, предмету, группе людей, выражается словесно или физически [2, с. 95].

Н.И. Конюхов определяет агрессивность, как качество человека, выражающееся в проявлении враждебности, негативных чувств по отношению к другим людям, стремление к насильственным действиям по отношению к окружающим людям или объектам. Может являться формой проявления снятия внутреннего напряжения, а также формой проявления личностных процессов [3, с. 248].

По мнению Е.Н. Корнеевой,агрессивность есть стремление одного существа причинить вред другому. В человеческом обществе агрессия оценивается как негативное явление, при котором человек не должен жить, заставляя других и тем более испытывать от этого удовольствие. Е.Н. Корнеева, считает, что агрессия — это явление специфическое и весьма неизбежное, в связи с чем разделила агрессию на: агрессивные действия, агрессивные слова и агрессивные мысли, а также определила направления агрессии:на себя; на других; на животных [4, с. 329].

Таким образом, мы пришли к выводам, что агрессия – это враждебное поведение человека в отношении других людей, мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей. Действительно, агрессия может приносить физический ущерб людям и вызывать психический дискомфорт. Значит, агрессия представляет собой сложный поведенческий комплекс, а агрессивность, как проявление агрессии может сделать человека, либо упорным, либо безвольным, способно развить дух инициативы или же породить замкнутость и враждебность.

Следует отметить тот факт, что кроме активных форм агрессии зависимых, имеют место выраженные состояния тревоги, снижение контроля гнева и его экспрессии вовне и являются характерными для лиц, зависимых от ПАВ.

Принято считать, что проблема тревожности как психологическая проблема впервые подверглась социальному рассмотрению в трудах З. Фрейда. Он считал, что у каждого человека есть движущая сила, которая определяет его поведение и настроение — инстинкт. В процессе онтогенеза первоначальные инстинкты приобретают другие формы проявления. В этих формах они сталкиваются с социальными запретами, и человеку ничего не остается, как скрывать и подавлять свои желания. Трагедия психической и социальной жизни индивида начинается с младенчества и сопровождает человека до смерти. З. Фрейд видел единственный выход из этой ситуации. Нужно перенаправить энергию инстинктов на другие цели, трансформировать либидозную энергию в творческую или производственную. Если это удастся, человек избавится от тревожности [5, с. 345].

Представитель индивидуальной психологии А. Адлер с уверенностью предполагал, что основу происхождения неврозов составляют ситуации, в которых в большей или меньшей степени человек испытывает чувство тревоги. В качестве примера можно выделить такие источники тревожности как: фобии, страх к жизни, страх к трудностям и неспособности их преодоления или страх индивида, ввиду каких-либо индивидуальных особенностей, не достичь признания в обществе [6, с.86].

Э. Фромм рассматривает тревожность как проблему психического дискомфорта, возникшего в процессе исторического развития общества. Он считал, люди соединены с миром первичными узами — «естественными социальными связями». В процессе развития капитализма, из — за разрывапервичных уз, появился свободный индивид, который оказался оторван от людей и природы. В итоге человек становится неуверенным в себе, он чувствует одиночество, бессилие, тревогу. Далее происходит естественная реакция человека, он пытается всеми силами избавиться от «негативной свободы». Индивид стремится забыться, убежать от самого себя и тем самым уничтожить состояние тревоги. [7, 177]. 

К. Роджерс имеет другой подход к рассмотрению понятия тревожности. Личность он представляет, как результат освоения общепринятых форм поведения и мышления. По мнению К. Роджерса явления, которые лежат ниже уровня сознания, являются одним из основных источников тревожности. Такие явления, если они носят угрожающий характер, воспринимаются подсознательно еще до момента осознания. Вследствие чего наблюдается ответная реакция организма: учащение дыхания, сердцебиение. Причем сознательно такое состояние будет восприниматься как волнение или тревога, но причины своего беспокойства человек не может определить. Тревожность воспринимается как беспричинное явление.

Главное противоречие личности и понятие тревожности К. Роджерс выводит через соотношение двух систем личности: сознательная и бессознательная. В случае, если наблюдается полное согласие систем, человек находится в хорошем расположении духа, он доволен собой и умиротворен. В случае «конфликтного состояния» между сознательным и бессознательным, возникают беспокойство и тревожность [8, с. 169].

На современном этапе развития общества важнейшим условием успешной социализации зависимых от ПАВ людей является их участие в программах социально-психологической реабилитации. Мероприятия социально-психологической реабилитации включают в себя:психологическое консультирование, психодиагностику, психологическую коррекцию и психотерапию.

Одним из ключевых направлений работы, активно применяемых в программе социально-психологической реабилитации лиц, зависимых от ПАВ, является Арт-терапия,которая заключается в активном психологическом воздействии, направленном на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении реабилитанта. Так в условиях стационара реабилитируемые центра занимаются: рисованием, лепкой из глины и теста, пением, танцами, театральными постановками.

Примеры работ реабилитантов центра:

IMG-20200428-WA0007 (1)
IMG-20200512-WA0004

Реабилитанты в процессе Арт-терапии (упражнение «Жизнь без наркотиков» с музыкальным сопровождением)

Реабилитанты в процессе Арт-терапии (групповое упражнение «Остров моей мечты»)

Реабилитанты в процессе Арт-терапии (итоги выездного транс-персонального тренинга с элементами Арт-терапии «Мои маски»)

Реабилитанты в процессе Арт-терапии (театрально-музыкальная постановка «Костюмированная песня»)

Нами было проведено исследование, направленное на выявление изменения уровня тревоги и агрессии у лиц имеющий опыт употребления ПАВ в три этапа.

Исследование проводилось на базе «Областного Государственного Казенного Учреждения центр реабилитации «Воля»» г. Иркутска.  В настоящее время центр «Воля» осуществляет деятельность по трем основным направлениям: реабилитация и социальная адаптация лиц, страдающих от злоупотребления наркотическими, психотропными веществами и алкоголем; анонимные группы взаимопомощи; семейный реабилитационный курс. Реабилитационный процесс осуществляют высококвалифицированные специалисты: психологи, врачи, консультанты и люди, успешно поборовшие зависимость. Учреждение имеет 5 структурных подразделений, расположенных на территории Иркутской области: Иркутск, Максимовщина, Эхирит Булагатский район, Усолье Сибирское, Куйтунский район.

В исследовании принимали участие мужчины и женщины с разными стадиями зависимости и сроками трезвости в возрасте от 18 до 35 лет, в период прохождения реабилитации. Полный курс прохождения реабилитации (Опрос и сбор информации) проводился по всем 5 подразделениям, количество опрошенных составило 30 человек. Общее количество опрошенных было условно поделено на три группы:

Первая группа — это зависимые, которые только поступили на реабилитацию и имеют срок трезвости от 1 дня до 3-х месяцев, в период острого абстинентного синдрома без устойчивой мотивации и остром.

Вторая группа — это зависимые от 3-х месяцев до 6 месяцев со сформированной мотивацией на прохождение реабилитации.

Третья группа — это зависимые от момента окончания реабилитации и имеющие достаточно большой срок трезвости от 6 месяцев до 10 лет трезвости. Как правило, это ребята, успешно прошедшие реабилитацию, а также волонтеры и сотрудники центра, у которых есть опыт прохождения социально — психологической реабилитации.

Прежде, чем приступить к исследованию, мы тщательно ознакомились с личными делами, состоянием соматического здоровья, характеристиками.

В работе использовались общепринятые в психологии методы исследования: изучение документов, беседа, наблюдение, тестирование. Кроме того, проводилась статистическая обработка материала.

При проведении эмпирического исследования нами были использованы методики:

1. Шкала тревоги Спилбергера (адаптация Ю.Л. Ханина)  (STAI).

2. Тематический апперцептивный тест Г. Мюррея и К. Морган (ТАТ).

3. «Определение форм коммуникативной агрессии» В.В.Бойко.

4. Тест «Hand test» (тест руки Вагнера).

5. Опросник «Ауто- и гетероагрессия» Е.П. Ильина.

 Результаты изучения  шкал тревожности Спилбергера-Ханина (STAI)представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 распределения ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина.

Из рисунка видно, красным цветом выделена реактивная тревожность, синим личностная. Можно сделать вывод, что в процессе социально — психологической реабилитации уровень тревожности снижается.

Следующую методику, которою мы проводили это проективная методика тематический апперцептивный тест Г. Мюррея и К. Морган. Ввиду трудоемкости и больших временных затрат тестирование проводили в группе из 10 человек.Чёрно-белые фотографии приводили испытуемых в ступор, многие затруднялись рассказать, что видят на черно- белых фотографиях. Приходилось задавать наводящие вопросы. Рассказы получались короткие, обеднённые словарным запасом. При подсчёте слов выяснилось, что максимальное количество слов в рассказах до 60  это ниже допустимой нормы (140 слов). Поэтому полученные данные считаются не валидными. На основе полученных результатах мы сделали вывод, что данная методика не подходит для работы с зависимыми от ПАВ лицами.

Проведен анализ результатов методики «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности» В.В.Бойко.Таким образом, при анализе полученных данных по методике «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности» В.В.Бойко был выявлен у всех трех групп средний уровень агрессии:в среднем 25-26 баллов.

Данные свидетельствуют, что для трех групп в процессе социально психологической реабилитации характерно спонтанное проявление коммуникативной агрессии в виде эмоциональных вспышек на неприятные или сложные ситуации. Для реабилитантов также характерно длительное время скрывать недовольство, внутреннее переживание проблем, что ведет к неспособности к торможению в критических ситуациях.

Результаты проективной методики исследования личности «HAND-ТЕСТ». Как мы видим в таблице 5, в группу, реальной вероятности проявления агрессии испытуемых не вошли в эту группу. Склонен к агрессии с тем, кого больше знает, испытуемых не вошли в эту группу. В группу, вероятность существует, но только в особо значимых ситуациях, вошли 30 Испытуемых.

Таблица 1 результаты полученные диагностики по проективной методике «HAND -ТЕСТ» Э. Вагнер

Категории проявления агрессивного поведения
Вероятность существует, но только в особо значимых ситуациях ( I< — 1 )Склонен к агрессии с тем, кого больше знает ( I = 0 )Можно говорить о реальной вероятности проявления агрессии ( I> + 1 )
Количество испытуемых
3000

Полученные нами результаты позволяют сделать следующее заключение: к агрессивному поведению могут быть склонны как реабилитанты группы «агрессия», так и реабилитанты группы «норма». В группе «норма» показатель I меньше-1 и вероятность агрессии существует, но в особо значимых ситуациях.

Сравнение полученных баллов по опроснику «Ауто- и гетероагрессия» Е. П. Ильиной, позволяет судить о том, что в первой группе более выражена аутоагрессия (таблица 2). По мнению специалистов центра, это связано с тем, что новички склонны долго помнить, винить и укорять себя за какие-то поступки, связанные с употреблением ПАВ, воровством и условно заниженной самооценкой. Так как в процессе употребления ПАВ пострадали все жизненные сферы, то аутоагрессия может быть духовной, физической, социальной и психологической.

Таблица 2 результаты по опроснику «Ауто- и гетероагрессия» Е. П. Ильиной

 1 группа2 группа3 группа
Аутоагрессия615047
Гетероагрессия445149

Во второй группе аутоагрессия и гетероагрессия почти равны. В третей группе более выражена гетероагрессия, изначально направленная на других, а затем, как следствие, чувства вины, направленная на себя.

Результаты проведенного исследования подтвердили, что проявлениятревоги и агрессии изменяются у лиц, зависимых от психоактивных веществ в процессе прохождения ими социально-психологической реабилитации.

Непрерывное сопровождение лиц, зависимых от ПАВ, осуществляемое в условиях Реабилитационных центров позволяет получить положительную динамику в плане социально-психологической реабилитации на всех этапах возвращения реабилитантов к нормальной полноценной жизни.

Библиографический список

  1. Змановская Е.В., Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. М.: «Академия», 2004. — 288 с.
  2. Даулинг С. Психология и лечение зависимого поведения/ Пер. с англ. Р.Р. Муртазина. — М.: «Класс»,2000. — 349с.
  3. Агрессия и психическое здоровье. / Под ред. Т.Б. Дмитриевой и Б.В. Шостаковича. – СПб.: «Юридический центр Пресс», 2006. – 464 с.
  4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 512 с.
  5. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989., — 608 с.
  6. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Институт психотерапии, 2007. — 224 с.
  7. Фромм Э. Здоровое общество. В кн.: Психоанализ и культура. М.: Юристъ, 1995. – 623 с.
  8. Роджерс К. [Rogers C.] Наука о личности // История зарубежной психологии. М., 1980. — 248 c.

Задайте вопрос