Идем вместе, спасая жизни!

8-800-350-39-52

Звонок бесплатный по России

Menu

Мировой опыт борьбы с веществами, часть 4 — «Сухой закон» в СССР

Очередной цикл наших статей про разные опыты борьбы с дурманящими веществами, на этот раз вспомним относительно недавние события в нашей стране.

…Советский Союз помимо наличия великих социальных достижений имел и негативные стороны. К числу последних относится и алкогольная зависимость, масштаб которой негативно отражался на советском обществе.

Советское правительство принимало меры по борьбе с алкоголизмом, так в 1929, 1958 и 1972 годах в стране проводились антиалкогольные кампании, которые не увенчались особым успехом – согласно статистике, потребление алкоголя к началу 1980-х достигло своего пика и составляло до 14 литров, в то время как в Российской империи и сталинском СССР он не превышал 5 литров. На почве алкоголя совершалось 67% всех убийств, 75% всех преступлений, а также 70% грабежей и разбоев и около 45% всех ДТП.

Осознавая большие проблемы со здоровьем, советское правительство предприняло гораздо более решительные меры, направленные на борьбу с алкоголизмом, вылившиеся в алкогольную компанию 1985-1990 гг., известную в народе как «Сухой закон.»

7 мая 1985 года Президиум Верховного Совета СССР принимает закон «Об усилении борьбы с пьянством», вошедший в историю как «сухой закон». Именно эти действия могут считаться началом антиалкогольной кампании.

Публикация «Сухого закона» в газете

Освещение кампании приобрело широкий информационный охват, руководствуясь лозунгом «Трезвость – норма жизни», все газет страны регулярно сообщали советским гражданам не только о физическом, но и моральном вреде пьянства. Так газета, «Правда» писала о том, что следует совершенно недопустимым «…употребление спиртных напитков на работе, в общественных местах» и в свою очередь рекомендует «…расценивать такие случаи как аморальное, антисоциальное поведение, используя против пьяниц всю силу закона и общественного мнения». Об нарушающем моральные нормы облике нетрезвого советского гражданина писалось также и на передовицах различных советских изданий.

Лозунг «Трезвость — норма жизни» стал главным на этапе «Сухого закона»

В отличие предыдущих кампаний, меры по борьбе с пьянством, предпринятые в 1980-е гг. были гораздо более радикальные чем ранее. В ходе реализации закона правительством был закрыт целый ряд заводов, производящих алкоголь, резко и массово сокращено количество магазинов занятых продажей виноводочной продукции. Продажа горячительных напитков велась в строго ограниченное время, с 14 до 19 часов, в специально отведённых для этого магазинах. Ликеро-водочные предприятия переключались на производство сока, и уже в 1986 году банки с томатным, морковным, яблочным, грушевым, березовым и другими соками заполнили все — пивные, ларьки, общепит и прилавки магазинов. Если в 1985 году алкоголя в стране производили на 60,7 млрд руб., то в 1987-м их число снизилось до 36,5 млрд. Цена на алкоголь также была повышена и составляла в целом 9 рублей, что было в два раз дороже чем до начала кампании.

Штрафы за употребление в нетрезвом виде были многократно повышены. В целом, продажа алкогольной продукции в стране была сокращена более чем на половину, а именно на 61%.

Помимо этого, сцены застолья и употребления алкоголя вырезались также из кинематографа. Советское правительство в добровольно-принудительном порядке пыталось привить моду на празднование безалкогольных свадеб и иных масштабных празднований. В стране начали организовываться общества трезвости, также занимавшиеся профилактикой здорового образа жизни. В стране началась антиалкогольная кампания, пошла пропаганда трезвого образа жизни, а на предприятиях стали проводить показательные процессы над алкоголиками.

Агитация против употребления спиртных напитков стала повсеместной

В своих планах, руководство ставило перед собой задачу снижения в дальнейшем ежегодного употребления водки на 10 %, а конец производству винных продуктов положить в 1989 году. В связи с последним, в СССР нещадно относились к виноградникам и винодельческому производству в целом, считая, что его век уже изжил себя.

Следует заметить, что антиалкогольная кампания 1980-ых, в отличие от предыдущих, дала свои плоды. Так благодаря предпринятым мерам за 2 полных года действия антиалкогольной кампании в 1986-1987 в СССР умерло на 245 тысяч человек меньше нежели в 1983-1985 гг. Значителен стал и рост рождаемости, в 1986-1987 гг. родилось на 431 тыс. человек больше нежели в 1983-1984 гг. Число уголовных преступлений, благодаря проведению антиалкогольной кампании сократилось на 33%, количество убийств уменьшилось на 34%, производственный травматизм сократился на 25%, а число прогулов снизилось на 30%.

Продолжая обращаться к статистике нельзя не упомянуть не менее важный положительный фактор, благодаря предпринятым мерам, с качество производительности труда, растущее ежегодно на 1%, что давало дополнительно в бюджет до нескольких миллиардов бюджетных поступлений. Более того, количество несчастных случаев в стране сократилось примерно на половину. А средняя продолжительность жизни мужчин выросла на 3 года, достигнув 65 лет, продолжительность женщин выросла на 1,5 года достигнув 74 лет.

Однако, не смотря на очевидные положительные результаты, излишне резкая антиалкогольная политика привела и к определённым негативным мерам. Так некоторые недальновидные советские граждане, решили заменить употребление алкогольных напитков, иными спиртосодержащими средствами, используя последние не по назначению. Так продажа одеколонов и стеклоочистителей выросли на 14%. По данным МВД СССР, потребление химических спиртосодержащих веществ привело к отравлению более 40 тыс. человек, из которых 11 тыс. погибло.

Случилось это в связи с неучетом архитекторов антиалкогольной кампании одного факта —  немалая часть граждан соприкасавшаяся с алкоголем уже была от него зависима, а значит в случае его потери пыталась бы восполнить его отсутствие всеми возможными способами, что в итоге и случилось. Людям, зависимым от алкоголя нужна была особая реабилитационная помощь.  

Более того, резкое лишение алкоголя создало ситуацию, при которой выросла спекуляция алкогольной продукции, в связи с этим многократно увеличившийся спрос на сахар и другие товары, среди которых была и зубная паста создало дефицит товаров магазинах. В спекуляции (не всегда оправданно) обвинялся каждый десятый работник из сферы торговли, а около магазинов повсеместно случались драки в больших очередях.

Резкая вырубка виноградников привела к потере связанному с этим производству вне винодельческой отрасли, в результате чего государственная казна недополучила несколько миллиардов рублей.

Одним из негативных последствий кампании является также и созданная в связи с ней напряженная обстановка в обществе.

Алкогольная кампания была свернута соответствующим постановлением совета министров СССР в 1990 г. Причиной этому служила массовое недовольство самой кампанией, а также начавшиеся в этот момент экономические трудности в стране вынудили советское руководство свернуть борьбу с производством и потреблением спиртного. С этого момента активная профилактика трезвого образа жизни была свернута, а алкоголь разрешили продавать свободно.

Подводя итог «Сухому закону», следует отметь, что вопреки общераспространённому мнению о вреде антиалкогольной кампании, приведённая выше статистка совсем не говорит об этом однозначно. Благодаря кампании, правительство добилось множества положительных результатов, в целом улучшив социальное положение советских граждан, сделав общество гораздо более здоровым и трезвым нежели раньше. 

Считается, что описанные меры сохранили жизни более миллиона человек, что уже говорит о том, что «Сухой закон» не был бесполезен, а своевременен и необходим. Возникшие недостатки являлись следствием неверной реализации самой кампании.

Задайте вопрос