Друзья, мы начинаем масштабную серию статей про историю борьбы различных стран с наркоманией и алкоголизмом.
Цели данного цикла статей: во-первых — рассмотреть опыт различных стран и политических структур в противостоянии торговле и обороту запрещённых веществ, во-вторых — сделать соответствующие выводы в контексте каждой уникальной истории.
Ну и уточняем, что наш ликбез — всего лишь экскурс в историю с уже свершившимися событиями и фактами, без пропаганды и наставлений нашим современникам.
Первая часть про т.н. «War on drugs» — многолетнюю борьбу государственного аппарата Соединённых Штатов Америки с наркоторговлей внутри страны и на международном уровне и употреблением наркотических веществ (Преимущественно внутри страны).
…Употребление психоактивных веществ в Соединенных Штатах имеет долгую историю, которая тянется ещё со времен основания федерации. Однако, первые случаи массовой зависимости встречаются во второй половине XIX столетия, и были непосредственно связаны с опиумом. Дело в том, что последний в тот момент широко использовался в качестве болеутоляющего во время Гражданской войны в США, и несмотря на то, что опиум в этих целях был действительно эффективен, он же впоследствии вызвал наркотическую зависимость примерно 400 000 солдат.
Морфийная проблема послужила отправной точкой для начала борьбы государства с данной зависимостью – так в 1870-х гг. в некоторых штатах вступили в силу законы о запрете или регулировании веществ. А в 1890-м году Конгрессом был принят первый централизованный акт о введении налогов на морфин и опиум.
Проблему зависимости от данных препаратов пытались решить и в научной среде. Так, во второй половине XIX века исследователи начали искать форму морфина, вызывающую меньшее привыкание, и в 1874-м году английский химик Алдер Райт впервые выделил героин из морфина. Препарат должен был стать более безопасной заменой морфина и использоваться в медицинских целях (в частности, героин использовался в целях лечения кашля), однако, как показало время — данная замена не оказалась верной.
Решительные действия по борьбе с наркозависимостью были предприняты и озвучены на заседании Международной комиссии по опиуму в 1909-м году, возглавляемой доктором Гамильтон Райтом и епископом Чарльзом Брентом.
В стенах высокого международного собрания впервые была озвучена проблема масштабной наркотической зависимости среди населения Америки, в частности Райт говорил следующее:
«Я не ошибаюсь, утверждая, что у нас самое большое потребление наркотиков и болеутоляющих средств на душу населения среди всех людей в мире. Возьмем вопрос о кокаине, общеизвестно, что в течение последних двадцати лет он не использовался хирургами в качестве местного анестетика для удовлетворения предполагаемых потребностей. Однако, сегодня в Соединенных Штатах производится по крайней мере 150000 унций этого лекарства, большая часть которого используется не по назначению».
Одной из ответных мер борьбы с поставленной проблемой стало принятие в 1914 году «закона Харрисона», облагавший налогами всё производство, импорт и распространение опиатов и кокаина. Однако, в попытках компенсировать столь длительное бездействие, федеральное правительство идёт дальше и ратифицирует знаменитую 18 поправку в Конституцию США, установившую запрет на производство, транспортировку или продажу алкогольных напитков, положившее начало эре «сухого закона».
Сам сухой закон продлился до декабря 1933-го года, когда во времена наступившей Великой депрессии государство нуждалось в любом источнике финансирования, одним из которых и стал алкоголь, именно для этой цели Конгрессом и была ратифицирована 21-я поправка, официально отменяющая «эпоху трезвости». При этом, нельзя говорить о смягчении мер борьбы с веществами; в стране так же ведётся борьба со «злой травой» — марихуаной. В результате этого к 1931-му году 29-ми штатами канабис был объявлен вне закона, а в 1937-м году было ограничено распространение данного растения во всей стране (Хотя закон не криминализирует хранение или употребление травы, он предусматривает серьёзные наказания за неуплату налогов, в том числе штраф в размере до 2000 долларов и пяти лет тюремного заключения).
Но самая планомерная и целенаправленная кампания, направленная на борьбу с наркотической зависимостью под названием «Война с наркотиками» была начата в 1970-м году и непосредственно связана с именем президента Ричарда Никсона. Именно в это время в 1971-м году два конгрессмена выпустили доклад о растущей героиновой эпидемии среди военнослужащих США во Вьетнаме. Согласно докладу от десяти до пятнадцати процентов военнослужащих были зависимы от данного вещества, а президент Никсон объявил злоупотребление этим «врагом общества номер один».
В связи с этим главой государства подписывается «Закон о контролируемых веществах» (CSA), ставший не просто сводом основных законов о данных продуктах — в документе официально криминализировались ранее лишь обложенные налогом ПАВ, а также ужесточалось наказание за использование уже ранее прописанных в запрете на употребление веществ.
Согласно закону, запрещённые продукты были разделены на пять «списков», используемых для классификации наркотических веществ на основе их медицинского применения и возможности злоупотребления. Препараты Списка 1 считаются наиболее опасными, поскольку они представляют очень высокий риск привыкания с небольшими доказательствами медицинских преимуществ (Марихуана, ЛСД, героин, МДМА (экстази) и т.д.) Вещества, которые считаются наименее вызывающими привыкание, такие как лекарства от кашля с небольшим количеством кодеина, попадают в категорию Список 5.
В рамках инициативы «Войны с наркотиками» Никсон увеличил федеральное финансирование агентств по контролю за их оборотом и предложил строгие меры, такие как обязательное тюремное заключение, за связанные с данными веществами преступления. Он также объявил о создании Управления специальных действий по предотвращению злоупотребления наркотиками (SAODAP), которое возглавил доктор Джером Джаффе.
Администрация Никсона также отменила федеральные обязательные минимальные приговоры от 2 до 10 лет за хранение травы и запустила федеральные программы сокращения спроса и лечения от употребления. Однако некоторые относились к программе Никсона скептически. Например психиатр Роберт Дюпон, также изучавший методы лечения от последствий употребления ПАВ, заявил, что «Никсон положил конец, а не начал войну с веществами, ведя к тому, что именно сторонники легализации популяризировали термин «война с наркотиками»». Отчасти это было верно, ведь с завершением президентства Никсона в 1973-м году война немного приостановилась. А в период с 1973-1977 г.г. одиннадцать штатов декриминализовали хранение травы. Курс на смягчение был продолжен президентом Картером, занявшего этот пост в 1977-м году. В течение первого года его пребывания в должности Судебный комитет Сената США проголосовал за декриминализацию хранения одной унции марихуаны.
Возобновление «война с наркотиками» получила при президентстве Рональда Рейгана в 1980-е гг.. Рейган усилил и расширил многие из никсоновских начинаний в данной борьбе. Так, в 1986-м году был подписал «Закон о борьбе со злоупотреблением наркотиков». Этот билль выделял 1,7 миллиарда долларов на продолжение войны и установил обязательные минимальные сроки тюремного заключения за определённые преступления, связанные с веществами. В целом, с 1980-й по 1984-й год федеральный годовой бюджет подразделений ФБР по борьбе с наркотиками увеличился с 8 до 95 миллионов долларов.
Отдельное внимание также заслуживает запущенная первой леди США кампания «Просто скажи, нет». Основной целью мероприятия было привлечение внимание к опасности употребления веществ, в частности набиравшую популярность в США дешёвую форму кокаина, более известную как «крэк». Популярность данного продукта привела к увеличению числа зависимых американцев (с 4,2 миллиона до 5,8 миллионов). Кампания Рейгана поощряла детей отказываться от экспериментов с веществами или их употребления, просто говоря слово «нет».
Движение началось в начале 1980-х годов и продолжалось более десяти лет. Первая леди США Нэнси Рейган путешествовала по стране, чтобы поддержать кампанию, появляясь в телевизионных новостных программах, ток-шоу и социальных объявлениях. Первая леди также в рамках своего проекта отмечена и в посещении реабилитационных центров для зависимых. Проведённый в конце президентского срока Рейгана соцопрос показал, что употребление стали считать первостепенной опасностью для страны уже целых 60% американцев.
Считается, что «Война с наркотиками» сбавила свой темп в конце XX века, полностью перейдя под контроль Управления национальной политики по контролю над наркотиками (ONDCP), образованной в результате принятого в 1988-м году «Закона о борьбе со злоупотреблением наркотиками». В полномочия органа вошли как проведение специальных операций, так и медаикампании против употребления.
Снижение активности «Войны» в XXI веке связано с недавней легализацией марихуаны в целом ряде штатов и установление в целом более терпимого отношения к использованию употребления в рекреационных (лечебных) целях.
Подведя итог можно сказать, что на современном этапе «Война с наркотиками» технически всё ещё идёт, но уже с меньшей интенсивностью и публичностью, чем в первые годы её существования. Отчасти это связано с либерализацией стран Первого мира в целом, что негативно сказывается в целом на всех аспектах их жизни (Например, прекращение осуждения однополых отношений и т.д.). Оттого это негативно повлияло в странах Запада и на проблеме употребления (Легализация лёгких видов и т.д.)