В процессе социальной реабилитации лиц, имеющих опыт зависимости, важную роль играет обращение к духовной составляющей жизни реабилитанта. В ОГКУ «ЦРН «Воля» понимают важность этого. Неудивительно, что в душе реабилитантов находят отклик следующие мудрые слова, обнаруженные на страницах отечественного интернета, ЯндексДзен:
Духовность — это слово часто ассоциируется с ритуалами, какими-то суровыми аскезами, обетами и вообще чем-то, что не имеет отношения к реальной повседневной жизни. Мы живём сегодня в таком мире, где духовность, что называется, — «не в тренде». Однако если глубоко поразмыслить над тем, что такое духовность, то мы можем прийти к вполне простому выводу: духовность — это просто гармоничная жизнь. Помните профессора Преображенского из легендарного «Собачьего сердца»? «Разруха в головах» — сказал профессор эпохальную фразу. Так вот, отсутствие духовности — это и есть та самая разруха в головах. Если человек не уважает людей, которые его окружают, если он живёт не в гармонии с собой, с миром, с природой, если мотивации его потребительские, а цели в жизни не выходят за рамки чувственных наслаждений, будет ли такой человек счастлив? Кратковременно — может быть. Но в любой долгосрочной перспективе такое счастье приведёт его только к страданиям и, ни к чему больше. Поэтому, что бы нам не внушала, современная «культура», духовность — это не роскошь, а необходимость для гармоничной жизни.
В окружении каждого из нас наверняка найдётся такой человек, который всегда излучает позитив. Знаете, есть такие люди: они подобны лучам солнца, в свете их сияния всё как будто расцветает. Они всегда позитивно настроены. Никогда не гневаются, не осуждают никого, не винят окружающих в своих проблемах, а самое главное, во всём видят только позитив, даже там, где найти его порой бывает очень сложно. Иногда таких людей даже считают немного странноватыми, и в современном обществе, наверное, именно так это и выглядит — странно.
Когда утром в рабочий день в толпе хмурых, угрюмых уставших от жизни людей видишь такого человека, который, казалось бы, радуется просто потому, что светит солнце, поют птицы, а сам он получает удовольствие лишь от того, что может дышать, ходить, слышать и видеть, на самом деле возникает ощущение, что человек этот — не в себе. Но когда такой человек находится в твоём окружении, возникает чувство гармонии, и этим чувством такой человек заражает всех вокруг. По сути это и есть духовность.
Духовный человек, по-настоящему духовный человек, делает мир вокруг себя лучше и гармоничнее. А если духовность человека приводит только к ссорам с близкими, к навешиванию ярлыков на окружающих, к осуждению людей, то это — псевдодуховность. Поистине духовный человек знает простой закон, по которому живёт этот мир. Он знает, что всё, что происходит в его жизни, происходит из-за него и благодаря самому, и поэтому осуждать кого-то — просто глупо. Если мы видим чьё-то несовершенство, то это несовершенство берёт начало в нас самих. Это важно понимать.
Поистине духовный человек никогда не будет никого осуждать или навешивать ярлыки, ведь он знает, что всё возникает в силу причин и условий. И внешний мир лишь отражает состояние мира внутреннего. Если духовное развитие человека приводит к тому, что он становится догматиком и осуждает всех, кто живёт не так, как написано — это не духовность, а, скорее, попытка скрыть какие-то свои комплексы за маской нравственности.
Если посмотреть значение слова «духовность» в нескольких словарях, то общий смысл будет связан с морально-этическими общепринятыми нормами. То есть духовность бывает как с упором на ритуалы и какие-то цели, так и социальная духовность — это когда пропагандируются и культивируются какие-то общепринятые нормы. И здесь тоже всё будет довольно условно, так как в рамках той или иной страны, народа, нации, традиции духовность будет иметь те или иные оттенки. Как же в таком случае, в таком невероятном разнообразии уловить суть? И чтобы понять глубинную суть духовности, следует обратить внимание на то, что объединяет разные, на первый взгляд, концепции и движения?
И в большинстве учений вы встретите такое понятие, как «сострадание». Оно может быть выражено иными словами или подано, что называется, «под разным соусом», но суть большинства в том, чтобы взращивать в себе сострадание к окружающим и стремиться к гармонии с окружающим миром. Этому, на самом деле, учат и все мировые моральные учения. За исключением, разумеется, случаев, когда духовность поставлена на службу чьим-то политическим или финансовым интересам. А случаи, когда под маской духовности проворачивают свои дела, к сожалению, не редкость.
Итак, что же такое «духовность»? Если брать в отдельности каждую конкретное мировозрение, то мы можем обнаружить, что порой внешние формы поведения и нравственности, которые нам предлагают те или иные учения, могут и вовсе противоречить друг другу. Однако за внешним проявлением духовности нужно уметь видеть суть. Важно понимать, что этот мир многогранен и понятие добра и зла условно. Правила и заповеди придуманы для того, чтобы человек встал на путь и обрёл какую-то первоначальную основу поведения.
Однако слепо действовать так, как написано в какой-то книжке, это, как показывает исторический опыт, путь в никуда. По мере продвижения на духовном пути человек начинает понимать, что всё, по сути, может быть инструментом и нет абсолютно праведных и абсолютно неправедных дел. На начальном этапе, разумеется, следует придерживаться базовых принципов нравственности того учения, которым человек следует, или же просто общепринятым социальным нормам, если человек избрал для себя путь духовного развития вне какой-либо философии. Но это необходимо только на начальном этапе. Когда же человек уже обрёл контроль над своим умом и может действовать исходя из здравого смысла — на этом этапе следует всё подвергать более глубинному анализу и не следовать слепо каким-то стереотипам или догмам. Сострадание ко всем живым существам должно стать путеводной звездой духовному человеку.
Это как в математике — если освоил четыре математических действия: сложение, вычитание, умножение и деление, то любые сложные примеры, уравнения, тождества и так далее решить не составит труда. Подобно тому как школьник усердно трудится над освоением четырёх базовых действий математики, так и духовный человек должен в первую очередь взрастить в себе сострадание ко всем живым существам. Если постигнуто это, то всё остальное из этого следует.
Внешность обманчива — часто мы сталкиваемся с подтверждениями этого утверждения. В духовном развитии этот принцип актуален как нигде. Порой тот, кто выглядит как духовный человек, или та система, которая позиционирует себя как система духовного развития, несёт в себе совершенно иные цели. И духовность — это в первую очередь состояние нашей души, а не какие-то внешние атрибуты. Ведь стремление к совершению благих дел — это и есть наша истинная природа. И раскрыть в себе это качество, сняв пелену ложных и навязанных эгоистичных установок, — в этом и есть истинная духовность. Стремление к своему истинному «Я» — это наше глубинное желание. Подобно тому как путник в тёмном лесу лишь на миг увидел блеск окон дома, который сможет его приютить холодной осенней ночью, так и каждый из нас лишь изредка в перерыве между мирской суетой может увидеть свет своей души, услышать голос своего истинного «Я». Но, как путник, вдохновлённый мимолётным блеском окон приветливого дома, будет неустанно прорываться сквозь тёмный лес, так и каждый из нас рано или поздно осознает, что стремление раскрыть в себе свет своей души, своего истинного «Я» — это лучшее, чего можно достичь в этой жизни. И поверьте, путник, прорывающийся сквозь тернистые заросли тёмного леса однажды выйдет к опушке и постучит в дверь дома — навстречу своему истинному «Я».
Мы живём в очень непростое время, когда окружающая среда воспитывает не только нас, но и наших детей. Телевизор, интернет, сверстники — все они, как ни прискорбно это признать, оказывают большее влияние на наших детей, чем мы сами. Как же объяснить ребёнку, что такое хорошо и что такое плохо? У некоторых людей в этом вопросе порой бывают разного рода крайности, когда они начинают запугивать ребёнка, но это большая ошибка. Если бы страхом можно было наставить человека на путь истинный, то в мире бы не было ни тюрем, ни преступности. Однако мы можем видеть, что преступность существует даже в странах, где имеет место смертная казнь. То есть даже страх смерти не останавливает людей. Поэтому воспитание ребёнка через страх — большая ошибка.
Как же объяснить ребёнку простыми словами, что означает слово «духовность»? Попробуйте объяснить ему простую концепцию духовности: «Делай другим то, что хотел бы получить сам». Эта концепция очень проста для понимания, ведь если ребёнок испытывает дискомфорт, когда с ним поступают плохо, то он сможет понять, что такой же дискомфорт будет испытывать и тот, к кому он будет проявлять подобное поведение. Объясните ребёнку, что всё в этом мире возвращается, и если он не хочет испытывать страданий, то ему не следует создавать причины для этих страданий, то есть не создавать страданий для других. Это и есть золотое правило духовности. И всё остальное — из него следует.
Говоря о духовности России, можно услышать, что уникальность России заключается в ее необычном географическом положении, особом национальном составе, оригинальной культуре.
Бескрайность земель, крупнейших на этой планете. Леса и равнины, множество рек и озер. Города, рассеянные в пространстве, словно точки на карте природы. Такова Россия. Вся в белом — под снегом несколько месяцев в году — она соединяет небо и землю, она странница в поисках светлого града. Сколь она велика, столь чисто ее слово, обращающееся брызгами искр в строках поэзии и строгой чеканностью в линиях прозы, столь смела кисть живописца и неподражаема пластика хореографии. И столь же велик разброс идейных импульсов и политических порывов в духовных пространствах души.
Расположению на просторах Европы и Азии Россия обязана особыми оттенками своей культуры и духа. Здесь — перекресток влияний Запада и Востока. Не было мыслителя, который не говорил бы об оригинальности ее цивилизационной модели, каким бы ни был его собственный идеологический выбор. Земля и люди, мысль и образ, соединившись, создали образец цивилизации, равного которому нет на этой планете. В нашем мышлении — черты мистики Востока и рационализма Запада, божественного озарения и картезианской логики. Множество форм — в действии, в повседневных заботах людей, в каждом поступке — встреча Европы и Азии. Разум — созидатель науки, но сердцу — владыке эмоций — привольно и в его сферах. Не один исследователь был потрясен сочетанием разума и сердца в нашем творческом духе. Россиянин по природе совестлив и созерцателен. Исполненная жизненных сил, его душа, пленясь прекрасным, взыщет добра и теплоты.
Она — бурлящий источник эмоций, управляющих взаимоотношениями и делами людей. Любовь и вера, фантазия и деловая хватка — вот что отличает российский характер. Это — не Восток, где научный разум нередко отступает под натиском бурных чувств. Власть научного разума сильна в уме. Отечественная мысль достигла вершин в гуманитарных и точных науках, блеснув замечательными достижениями. И все же кладезем человеческой энергии остается сердце.
Обращаясь к сердцу, можно открыть для себя многие тайны России. Ее очарование — в поэзии Пушкина, Есенина и Блока, в творческих озарениях Достоевского, Толстого, Чехова и Шолохова, в потоках возвышенных чувств, — волнующей душу музыке Чайковского, Рахманинова и Скрябина, в неподражаемом искусстве балета, передающем тончайшие нюансы партитуры, как и чувства печали и радости, триумфа и трагедии в танце Павловой, Бессмертной и Максимовой, в симфонии красок — тонов и полутонов цветовой гаммы на полотнах Сурикова, Репина и Серова. И, конечно, — в многообразии драматургии и киноискусства, которым мы обязаны яркими картинами человеческих чувств и человеческих отношений, рассказами о размышлениях человека в минуты волнения и минуты покоя. Вспомним хотя бы блестящие работы Эйзенштейна, Тарковского и Никиты Михалкова.
Оригинальность России — в красоте ее сердца, кладезь ее культуры — в высших формах духовности. Наш человек на протяжении своей истории — в отношении с собой и в отношении с Другим — предпочитал богатство духовное материальному богатству. Дадим слово одному из лучших знатоков отечественной души: «Стяжение духовного богатства традиционно считалось более высокой целью, чем стяжение материальных благ…». В царское время источником духовного окормления людей была религия. Забота об укреплении духовных начал в советский период шла в форме всемерного поощрения интереса к искусству, литературе и философии, правда, одного направления. Сегодня о пище духовной думает множество людей, отвергающих ценности цивилизации материального потребления.
Духовное измерение в русской душе многопланово. Среди ее источников — религия и эстетика, нравственность. И все-таки именно духовность лежит в основании отечественной культуры. Так откроется путь для оптимизма, который придет на смену пессимизму с его катастрофизмом и логикой грубой силы, терзающими тело и душу человечества. В том же направлении идут усилия мыслителей, вдохновляющихся идеями отца космонавтики Циолковского, великими прозрениями Вернадского, Чижевского и Жуковского, физическими разработками Алферова и Капицы, как и иными достижениями научной мысли в фундаментальной и прикладной областях, обогатившими не только российскую, но и мировую науку. Наиболее крупные успехи связаны с именами Менделеева, Лобачевского, Павлова, Бехтерева, Курчатова. Продолжатели их дела — десятки тысяч ученых, трудящихся в самых различных областях.
Научная мысль России помогла совершить прорыв в тайны земли, моря и космоса. Наш человек с гордостью смотрит на небо и проникает мысленным взором в недра планеты.
И все же, сколь необъятна Россия, сколь неизмеримы ее ресурсы и бескрайны чаяния, столь велики ее проблемы и трудности. Россия расположена в крайне неблагоприятном климатическом поясе. Кое-где до восьми месяцев в году стоят холода. Мороз — плохой помощник в работе. Люди уделяют ей столько времени, сколько остается от борьбы со стихиями. Между тем Россия с ее природными ресурсами и интеллектуальным потенциалом вышла на лидирующие позиции в мировом развитии, объединись триада, формирующая ее сознание и творящая действие — власть, интеллигенцию и народ. К сожалению, между членами триады редко существовало согласие. Исключениями были моменты борьбы против внешней агрессии. Тогда стороны этого треугольника крепились друг к другу, цементирующим же материалом были великие духовно-патриотические идеи и достижения культурной, общественной и научной мысли. Вот почему возвращение реабилитанта в наше общество, к его идеям и ценностям предполагает скрупулезную работу коллектива по возрождению духовных ценностей.