Групповая психотерапия – это метод в психотерапии, заключающийся в целенаправленном использовании в лечебных целях всей совокупности взаимодействий и взаимоотношений, возникающих между участниками в группе, включая и психотерапевта. Групповая психотерапия является специфическим методом, отличающимся от индивидуальной психотерапии тем, что при использовании её основным инструментом психотерапевтического воздействия выступает группа участников. Она применяется в рамках различных теоретических ориентаций, которые определяют её своеобразие и специфику: цели, задачи, содержательную сторону и интенсивность процесса, тактику психотерапевта, выбор приёмов и так далее.
Целью данной статьи является обсуждение предположений и техник, которые мы используем при проведении групповой терапии. Давайте рассмотрим некоторые общие характеристики, объединяющие членов группы. В дополнение к химической зависимости как минимум еще две вещи присущи всем участникам группы . Во-первых, до того как придти к принятию посторонней помощи, каждый из участников пытался проделать свою самостоятельную работу над собой в попытке изменить себя. Вторым сходством является то, что все участники в этой попытке потерпели неудачу. Основным положением в групповой терапии является то, что главная причина неудачи кроется в том, что самая настойчивая попытка не может изменить того, что мы не видим, и что на самом деле существует многое, чего участники не могут ясно видеть по отдельности. По этой причине нашей целью в групповой терапии является»открытие».
НАШЕЙ ГРУППОВОЙ ЦЕЛЬЮ ЯВЛЯЕТСЯ ОТКРЫТИЕ СЕБЯ, КАК ЧУВСТВУЮЩЕЙ ЛИЧНОСТЬЮ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАЩИТЫ, КОТОРАЯ ДЕЛАЕТ НЕВОЗМОЖНЫМ ЭТО ОТКРЫТИЕ. ПОСКОЛЬКУ ИЗМЕНЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ЦЕЛЬЮ, НАШЕ СИЮМИНУТНОЕ НАМЕРЕНИЕ — УВИДЕТЬ БОЛЕЕ ТОЧНО, ЧТО ЖЕ НУЖНО ИЗМЕНИТЬ. ЭТО ТРЕБУЕТ ВЗГЛЯДА НА СЕБЯ- ОТКРЫТИЯ СЕБЯ НА ЧУВСТВЕННОМ УРОВНЕ.
Цели и задачи групповой психотерапии
Цели и задачи групповой психотерапии как метода, ориентированного на личностные изменения, дифференцируются в зависимости от концептуальных представлений о личности и природе её нарушений, но существенно сближает позиции опора на групповую динамику. В первом приближении её цели можно определить как раскрытие, изучение и переработку проблем участника, его личностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на почве анализа использования межличностных взаимодействий.
Конкретизируя задачи групповой психотерапии в познавательной, эмоциональной и поведенческой сферах, формулируем их следующим образом:
а) в познавательной сфере групповая психотерапия способствует осознанию участником ситуаций, вызывающих тревогу, страх и прочие негативные эмоции; связь между негативными эмоциями и симптоматикой; особенности своего поведения и эмоционального реагирования; восприятие и оценку его поведения и его последствий другими людьми; рассогласование между образом Я и восприятием себя другими; собственные мотивы, потребности, стремления, отношения, установки, особенности эмоционального реагирования и степень их конструктивности; внутренние психологические проблемы, характерные защитные механизмы; особенности межличностных взаимодействий и связанные с этим конфликты.
б) в эмоциональной сфере групповая психотерапия нацелена на помощь в виде: эмоциональной поддержки со стороны группы и её руководителя; переживания в группе часто испытываемых в реальной жизни чувств; переживания некоторых неадекватных реакций; научиться искренности в отношении себя и других людей, став более свободным в понимании и выражении собственных позитивных/негативных чувств; изменить способ переживаний, эмоционального реагирования, восприятия себя самого и своих отношений с другими; произвести эмоциональную коррекцию своих отношений.
в) в поведенческой сфере групповая психотерапия призвана помочь участнику: увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы; приобрести навыки более искреннего и свободного общения, развивать связанные с сотрудничеством и ответственностью формы поведения; закрепить новые формы поведения, которые будут способствовать адекватной адаптации и функционированию в реальной жизни.
Таким образом, задачи групповой психотерапии нацеливаются на три составляющих части самосознания: самопонимание (познавательная сфера), отношение к себе (эмоциональная сфера) и саморегуляция (поведенческая сфера).
Основы методики работы состоят в следующем:
Сущность человека является социальной вне зависимости от того, осознает он это или нет.
Источник психической болезни — в отношениях между людьми. Зависимость разрушает личность и группу, потому что она происходит от несовместимости человека и его семейной группы.
Симптомы зависимости скрывают, маскируют то, что не может быть выражено в межличностных взаимоотношениях. Они не вербализуются и, следовательно, недоступны для памяти или экспрессии.
Групповая терапия включает в себя “перевод” того, что маскируют зависимые симптомы в сферу общей коммуникации человека. Понимание становится для других участников группы единственно возможным способом передача опыта и проявления симптомов в сферу общения человека.
Зависимое поведение, размещаются в групповой матрице, представляющей собой структуру взаимоотношений между участниками группы, включая ведущего.
В целом, участники группы составляют норму и, следовательно, соответсвующие норме реакции участников в группе усиливаются, несоответствующие изменяются.
Все члены активно участвуют в групповом процессе терапии — отвечают, понимают, интерпретируют и дают обратную связь. Ведущий пытается углубить и расширить выразительные cpeдства и действия каждого участника, предоставляет группе свободу действий.
Все, что происходит в группе, должно отражаться на ней, как на целостном образовании и одновременно, на каждом из ее участников, как элементах групповой матрицы.
Разрешается применять для групповой работы все виды коммуникации (вербальные, невербальные, бессознательные и др.).
Коммуникации происходят на нескольких уровнях:
текущих взаимодействий;
ндивидуальных трансферных взаимодействий;
совместных действий и проективных чувств, фантазий;
архетипных, универсальных образов.
Целью каждого участника группы является “инсайт” его. Что достигается “Я-тренингом в действии” — в группе Эго-границы (границы Я) могут быть ослаблены, участники получают возможность заново раскрыться и самоопределить себя. В процессе групповой работы все большее число других участников и их энергии становятся доступными для творческого самовыражения каждого участника и включения его во взаимоотношения на основе новых способов и форм взаимодействия.