Некоторым родителям, в ответ на замечание своему ребенку быть более избирательным в отношении того с кем водить дружбу, порой приходится слышать что-то вроде: «Я просто с ними постоял» или «Мне по пути с ними с учебы ходить». Стоит ли ослаблять своё внимание после такого ответа?
Давайте попробуем разобраться…
Как мы знаем, человек существо социальное, а то, что мы – люди, испытываем сильное стремление образовывать социальные группы и присоединяться к ним — это бесспорный факт. В след за этим мы начинаем предпочитать «своих» нежели представителей «чужих» групп. И дело здесь уже в определенных когнитивных процессах, и восприятии человеком «затрат» и «выгод».
Например, люди не одинаково воспроизводят информацию о тех, кто входит в группу или нет. Нас больше раздражают разногласия, с теми, кто входит в «свою» группу, нежели с «чужаками». А также, мы неодинаково воспроизводим информацию о человеке, в зависимости от его принадлежности к какой либо группе. Социальная психология давно пришла к выводу, что люди склонны к спонтанному групповому поведению. Яркой демонстрацией такого поведения стал эксперимент с минимальной группой (психолога Генри Тайфеля), в ходе которого людей разбивали по случайным критериям на группы, обозначенные ничего не значащими ярлыками «А» и»Б». Между оказавшимися в одной группе людьми не было ничего общего, во время эксперимента они фактически не взаимодействовали друг с другом. Им просто сообщали, что они включены в ту или иную группу. Некоторое время спустя, их как бы случайно просили распределить между всеми участниками разные товары и жетоны. Многократно воспроизводившийся результат всегда был одним и тем же: люди были склонны поощрять членов именно своей группы. Феномен распространялся даже на бессознательные процессы, например когда люди, сами того не осознавая, стремились оказаться рядом с членами своей группы.
На первый взгляд это может показаться иррациональным, однако, это не слепое следование стадному инстинкту, так как мы уже с маленького возраста, начинаем хорошо ориентироваться по шкале «затраты» — «выгоды». И ведём себя подобным образом, по причине того, что предложенные социальные отношения предполагают взаимное сотрудничество или взаимообмен.
Полученная же выгода в процессе этого взаимообмена может выглядеть по-разному: в виде материального блага, или внимания, одобрения, согласия и пр. Всё это является ресурсами, при чем ограниченными, так как человек/группа не может всем одинаково уделять внимание, и всех и вся одобрять.
А относительно недавно, российские ученые установили, что мнение группы может влиять и на мозг человека и оставлять в нем следы, которые не исчезают долгое время. В рамках эксперимента 20 добровольцам показывали фотографии незнакомых людей и просили указать, вызывают ли те чувство доверия. Затем участникам говорили, какое мнение о персонах на фотографиях составила группа их сверстников. Оно могло, как совпадать, так и не совпадать с ранее озвученной точкой зрения. Через полчаса добровольцам вновь показывали фото, и примерно в 50% случаев они меняли свое мнение, если оно не соответствовало мнению большинства.
Одновременно ученые следили за активностью мозга. Оказалось, что при виде «спорного» кандидата (которого человек оценил положительно, а большинство – отрицательно) мозг посылал определенный сигнал (в верхней теменной коре). Активность этого сигнала прослеживалась достаточно долго. На основании этого был сделан вывод, что мнение общества влияет не только на поведение, но и на работу головного мозга. А подобная активность, помогает человеку адаптироваться в обществе и избежать конфликтов.
Таким образом, можно с большой долей уверенности утверждать, что даже минимальные контакты с группой ( в нашем случае с группой которой присущи деструктивные модели поведения), могут иметь пагубные последствия. И, конечно же, родителю, желательно купировать точки контакта ребенка с этой группой. И начать шаги в этом направлении можно с разговора, например о целях или желаниях в жизни ребенка.
Почему именно с этой темы? Если вам знакомо такое понятие как референтная группа, то возможно вы слышали об одной из её разновидностях: референтная идеальная группа. Речь о группе, в которую не входит индивидуум, по каким-либо причинам, но она является образцовой, а ее мнение значимым. Например, человеку могут нравиться ценностные установки, или образ жизни присущей членам данной группы. Следовательно, даже расстояние может не спасти от того что бы человек не попытался перенять модель поведения. А начав разговор с близким человеком с общих тем о ценностях и желаниях, родитель сможет понять достаточно ли просто указать, на то, что какая либо группа не соответствует его (например сына) жизненной позиции, или все-таки по каким либо причинам произошла деформация ценностей, и значит необходимо разбираться почему так случилось.