Идем вместе, спасая жизни!

8-800-350-39-52

Звонок бесплатный по России

Menu

Расширенное заседание Комитета по вопросам государственной антинаркотической политики

21 ноября под председательством Василия Пискарева состоялось расширенное заседание Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции на тему: «Вопросы государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2030 года и основные направления совершенствования законодательного регулирования антинаркотической деятельности в Российской Федерации». В расширенном заседании участвовали представители Комитетов Государственной Думы, представители ФСБ России, эксперты Совета Федерации и члены Экспертного совета Комитета.

Глава Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев подчеркнул в своем выступлении, что незаконный оборот наркотиков по-прежнему остается одним из глобальных вызовов человечеству наряду с международным терроризмом и локальными военными конфликтами.

     Он особо подчеркнул, что поступающие в Россию наркотики, в основном имеют иностранное происхождение, а мировой оборот финансовых средств от наркотиков составляет десятки миллиардов долларов. Так, по данным Росфинмониторинга сумма легализованных денежных средств и иного имущества, полученных от незаконного оборота наркотиков, составила более 381 млн, что на 67% больше, чем в 2017 году. Доклад ГАК о наркоситуации в Российской Федерации в 2018 году. В тоже время наркотики ведут к деградации личности и влияют на социальную жизнь общества.

По словам Василия Пискарева, в настоящее время только официально зарегистрированных и стоящих на учете в наркодиспансере составляет порядка 500 тысяч лиц, из которых 5,4 тыс.  несовершеннолетние. Глава думского Комитета подчеркнул, что в данные статистики попали только те, кто официально поставлен на учет. Тех же, кто имел опыт хотя бы однократного потребления наркотиков в течение жизни, оценивается порядка более 8 млн человек, а потребляющих наркотики как регулярно, так и эпизодически — 1,9 млн. человек. Проблемы эффективности антинаркотической деятельности не может нас не волновать и тревожить. Забота о будущем поколении является на сегодня основной нашей задачей, — подчеркнул Василий Пискарев.

Проблема совершенствования законодательства в области противодействия наркобизнесу является одной из основных в обеспечении безопасности страны, — подчеркнул глава Комитета. Василий Пискарев отметил высокий уровень взаимодействия с МВД России в законотворческой сфере. В частности, результатом совместной работы с МВД России стало принятие по инициативе Комитета по безопасности и противодействию коррупции закона, подписанного Президентом РФ В.В.Путиным 1 мая 2019 года (№89-ФЗ) о запрете рекламы и пропаганды в СМИ новых видов наркотиков.

     Василий Пискарев напомнил, что Президент поручил Правительству России до 10 января 2020 года принять меры по оперативному выполнению требований законодательства по внесудебному ограничению доступа к размещаемой в Интернете информации о способах, методах разработки, изготовления и использования новых наркотиков, а также о местах их приобретения.  В этой части, по его словам, предполагается необходимость принятия конкретных мер Роскомнадзором, а также совершенствование правового регулирования, предусматривающего блокировку сайтов, в т.ч. в так называемом «глубоком Интернете» — Даркнете.

     Президентом поручено также внести в законодательство изменения, «устанавливающие уголовную ответственность за склонение к потреблению либо пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет».

    Василий Пискарев предложил ряд законодательных мер в помощь правоохранительным органам в борьбе с развернутой против нашей страны наркоагрессией. Среди них:

     — противодействие легализации наркодоходов путем операций с использованием электронных средств платежа, а также виртуальных активов (криптовалюты  — в том числе т.н.  биткоинов);

     — дополнительные полномочия субъектов оперативно-розыскной деятельности по блокировке банковских счетов (вкладов) и электронных средств платежа, которые уже используются в преступной деятельности либо открыты в аналогичных преступных целях наркодиллерами;

     — развитие системы социальной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, а также правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций, в том числе по учету наркопотребителей.

В настоящее время в стране зарегистрировано порядка 900 реабилитационных центров, однако вопрос эффективности и критериев их работы требует правовой регламентации, — отметил глава Комитета.

    В развитие этого в целях обеспечения социальной защищенности и безопасности граждан, в первую очередь молодежи, полагаем целесообразным также нормативно закрепить критерии качества предоставляемых услуг негосударственными организациями по реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, — подчеркнул Василий Пискарев.

От эффективности выстраивания антинаркотической стратегии зависит безопасность государства, настоящее и будущее страны, и Комитет по безопасности и противодействию коррупции, по словам Василия Пискарева, «мобилизован» и готов включиться в такую совместную работу.  Он выказал уверенность, что предложения Государственной Думы будут востребованы и найдут свое отражение в Стратегии государственной антинаркотической политики до 2030 года, над проектом которой сейчас работает МВД России. ВРИО начальника Главного управления по контролю за оборотом наркотиков МВД России генерал-майор полиции Кирилл Смуров отметил, что при непосредственном участии Комитетов Госдумы удалось реализовать практически весь комплекс правовых установок, предусмотренных действующей антинаркотической Стратегией, путем принятия свыше 20 федеральных законов.

В их числе законы, позволяющие ограничить доступ к интернет-сайтам, содержащим запрещенную информацию, регламентирующие применение отсрочки отбывания наказания осужденным, признанным больными наркоманией; закон, который определил контрабанду наркотиков как самостоятельный состав преступления против здоровья населения и общественной нравственности.

Введены нормы, ограничивающие рассылку информации посредством сервисов обмена сообщениями, содержащими запрещенные сведения, с возможностью идентификации отправителя. Только в текущем году было принято несколько значимых законов по вопросам оборота наркотиков, среди которых предоставление в рамках программы испортозамещения отдельным хозяйствующим субъектам права культивирования в Российской Федерации растений для организации полного   цикла производства отечественных наркосодержащих лекарственных препаратов. Расширено понятие паллиативной медпомощи с уточнением порядка ее оказания, в том числе с использованием наркосодержащих лекарств.

Кирилл Смуров подчеркнул, что происходящая трансформация нелегального  наркорынка, связанная, прежде всего, с активным использованием наркодельцами передовых научно-технических достижений и самых современных технологий в области химии, фармакологии и информационно-телекоммуникационной сфере, привела не только к появлению и широкому распространению у нас в стране новых видов наркотиков, прежде всего, синтетического происхождения, одновременно видоизменяются маршруты и способы контрабандной поставки традиционных наркотиков.

     Негативное влияние, по его словам, оказывают и новые вызовы, и угрозы, направленные на дестабилизацию действующей международной системы контроля над наркотиками, ее пересмотр в сторону либерализации и легализации. На этом фоне, не смотря на значительный объем проделанной совместной работы по совершенствованию антинаркотического законодательства, остается большое количество проблемных вопросов, требующих законодательного урегулирования. Именно поэтому определение актуальных приоритетов и мер, направленных на сокращение спроса и предложения наркотиков, является одним из краеугольных камней стратегического планирования на период до 2030 года.

Николай Говорин: «Необходима государственная система контроля и единые стандарты оказания услуг по медицинской реабилитации наркозависимых»

     По словам Николая Говорина, ситуация в области наркопотребления и заболеваемости наркоманией в стране оценивается как «опасно напряженная». И это обусловлено не только высокой степенью распространения, потребления наркотических препаратов, но и главным образом, с одной стороны, на фоне снижения тяжелых форм наркомании, опийной наркомании, мы видим, что отмечается рост потребителей, больных, зависимых от синтетических наркотиков, психостимуляторов. Вот именно этот рост вызывает особую озабоченность и тревогу.

     Как отметил Николай Говорин, Комитет Госдумы по охране здоровья внес свои предложения к проекту Стратегии антинаркотической политики страны до 2030 года. С позиции создания, в первую очередь, системы, масштабной профилактической работы. Порой мы в своих мерах не поспеваем, с учетом и технологических возможностей, и Интернета, его ресурсов. И в этом плане, мне кажется, что недостаточно сегодня ресурса используется именно на профилактическую работу, на то, чтобы не дать заболеть, на формирование глобального профилактического пространства. Это касается особых программ в образовательных организациях. В рамках школьной медицины, разрабатывая законопроект, мы предусматриваем эти возможности, чтобы мы смогли сформировать такой иммунитет у нашего подрастающего поколения, у наших детей, подростков, когда предложения по потреблению наркотиков были бы абсолютно неэффективными. Это касается Стратегии, и мы в настоящее время реализуем Национальный проект «Демография», где есть большой блок «За здоровый образ жизни», подчеркнул парламентарий.

В целом, в деятельности по снижению наркоугрозы не достает эффективного межведомственного взаимодействия, считает Николай Говорин. В числе самых острых проблем он выделил вопросы реабилитации контингента наркопотребителей, зависимых. Здесь в последние 10 лет возникли определенные, с одной стороны, противоречия, а с другой стороны – методические и методологические ошибки, когда мы начали жёстко, без понятных критериев, делить реабилитацию на социальную и медицинскую. Но где эта грань между ними: где заканчивается медицинская реабилитация, и где начинается социальная? — спрашивает депутат. —  Практически попытались отдать социальную реабилитацию определенным структурам. И это, по мнению Николая Говорина, серьезно изменило саму стратегию проведения подобного рода мероприятий. В настоящее время проводится плотная работа по взаимодействию со всякого рода НКО, — мы проводили в стенах Госдумы несколько раз совещания, — и мы видим, что, к сожалению, нет полного понимания у коммерческих организаций, которые сегодня освоили этот бизнес. По существу — это бизнес, а мотивация всякого рода НКО, это зарабатывание денег.  Государственная же задача – спасение и сохранение здоровья наших граждан. И в этом плане попытки сертификации НКО представляются не очень эффективными. Даже создание национального стандарта и регламента, который вступил в силу с 1 марта 2019 года, который, с одной стороны, свидетельствует позиции государства по созданию эффективной нормативно-правовой базы по оказанию помощи лицам, страдающим зависимостью. В том числе по программам реабилитации. А с другой стороны – мы видим, что НКО, которые работают, в значительной степени, в собственном режиме, где мы не можем контролировать программы, которые они реализуют, где очень много нарушений и, собственно говоря, преступлений.

Наша позиция, что в данном направлении именно государственный контроль за оказанием помощи этому контингенту должен быть приоритетным. И в этом смысле, оказание медицинской помощи, проведение реабилитационных мероприятий должно жестко государством контролироваться и лицензироваться. А участники НКО, которые готовы сотрудничать в рамках ГЧП, могли бы только на таких вот условиях с нами взаимодействовать. И в то же время отдавать всё это поле чисто коммерческим структурам представляется нецелесообразным, потому что тот длительный период, который позволяет нам в динамике отслеживать это взаимодействие, свидетельствует о том, что нет полного понимания того, что в их структурах необходимо сделать для наведения порядка. И дать возможность государственным органам исполнительной власти, я имею в виду здравоохранение, — контролировать те подходы, методологические подходы, которые реализуются в программах, и это не происходит.

    В стратегии очень важной позицией является борьба с коммерциализацией оказания медицинской помощи зависимым лицам, это борьба с фактами незаконного лечения лиц, страдающих зависимым поведением. И конечно, это создание единой модели оказания медицинской помощи, создание единых стандартов помощи. И вот тот проект закона, который был разработан в стенах МВД, мы с ним знакомы. И я считаю, что он должен быть флагманом, по существу, на котором мы должны основывать нашу всю деятельность.

Юрий Березуцкий: «Необходимо обеспечить законодательное сопровождение Стратегии государственной антинаркотической политики»

       Член Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Юрий Березуцкий отметил, что представляемый им Комитет с пониманием отнесется к прозвучавшим предложениям. Он предложил включить в результирующий документ раздел о работе в сфере информационной политики. Юрий Березуцкий подчеркнул, что необходимо предусмотреть законодательное сопровождение разрабатываемой сейчас Стратегии государственной антинаркотической политики до 2030 года. Это живая часть стратегии, которая должна постоянно совершенствоваться и откликаться на многие вызовы, которые дает время, подчеркнул он.

По материалам расширенного заседания Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции на тему: «Вопросы государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2030 года и основные направления совершенствования законодательного регулирования антинаркотической деятельности в Российской Федерации».http://komitet2-6.km.duma.gov.ru/Novosti_Komiteta/item/20593537/

Задайте вопрос